Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

В Южной Африке найдены жуки со странной походкой

23 октября 2013
/upload/iblock/3da/3da92fe46e4f3c12486faa184b3f82ed.jpg
Жуки Pachysoma распространены лишь в ЮАР и Намибии. На снимке - жук Pachysoma denticolle.
Группа ученых, изучавшая навозных жуков в ЮАР, обнаружила странное поведение у одного из их видов. Жуки, утратив способность летать, предпочли передвигаться «галопом».
Исследование проводила группа биологов из Университета Витватерсранда (ЮАР) и Лундского университета (Швеция). Объектом изучения были жуки Pachysoma, обитающие только в ЮАР и Намибии. От других скарабеев эти насекомые также отличаются общей моделью поведения и отсутствием крыльев. Только в ЮАР обитает около 800 видов различных навозных жуков. Все они имеют крылья, что позволяет им быстро добираться до мест, где можно найти навоз. Из него затем жук скатывает шарик и толкает его как можно дальше, никогда не возвращаясь обратно. О существовании навозных жуков, не умеющих летать, ученым было известно давно, и в рамках проходящей в ЮАР экспедиции они исследовали всю цепочку действий, которую приходится проделывать насекомому в процессе добычи навоза. Внимательно рассматривая сделанные видеозаписи, биологи сначала подумали, что жуки ранены – настолько необычно выглядела их походка. Но дальнейшее изучение показало, что так передвигаются все представители Pachysoma. Обычная походка шестиногих навозников - конечности каждой из трех пар ног переставляются в противофазе друг другу, что напоминает «шагающие штативы». А жуки вида Pachysoma ходят только на четырех передних ногах, таща за собой две задние. Как и положено этому роду жуков, они толкают навозный шарик, но, доставив его в нужное место, возвращаются за новой порцией обратно. У ученых нет ответа ни на один из возникших вопросов. Со своей «галопирующей» походкой Pachysoma значительно медленнее остальных скарабеев. Возможно, именно поэтому они возвращаются к тем местам, где ранее гарантированно находили навоз, тогда как летающие собратья, имея возможность осматривать большие территории, предпочитают новые места с более свежим биологическим материалом. Но это лишь гипотеза. Остается непонятным и отсутствие у Pachysoma крыльев: в процессе эволюции они «приклеились» к телу и больше не выполняют прямой функции. Предположительно, это позволяет сохранять больше влаги в условиях жаркого климата. Изменение же походки может быть связано с лучшим обзором: ученые предположили, что при быстром перемещении на ногах-штативах у насекомых размывается зрение, а медленный «галоп» стабилизирует глаза. Все эти выводы пока не имеют научных подтверждений, и ученым предстоит более детальная работа над своими открытиями.