Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Видео: как ведут себя пьяные рыбки

06 мая 2016
/upload/iblock/c8b/c8bd21b065e8d1823dad311dd56946f5.jpg
Фото: NICHD/Flickr.com
/upload/iblock/746/7469200915bb88f4cff8cdf98c716ee3.jpg
Фото: Marrabbio2/Wikipedia
Небольшие рыбки данио-рерио часто используются в лабораторных опытах. Ученые решили с их помощью проверить влияние алкоголя на поведение, и сняли результаты эксперимента на видео.
Популярные аквариумные рыбки данио-рерио (Danio rerio) внесли неоценимый вклад в науку: множество открытий было сделано именно на основе опытов с ними. Эмбрионы этих рыб проходят стадии от яйца до личинки всего за три дня. Они прозрачные и выносливые, и развиваются вне матери, что облегчает наблюдение за ними. Несмотря на слабое сходство между человеком и рыбами, многие системы этих организмов, в частности, сердечно-сосудистая, взаимодействуют с низкомолекулярными соединениями одинаково. Методами генной инженерии также разрабатываются линии Danio rerio, имитирующие различные заболевания человека. И, наконец, Danio rerio — это один из немногих видов рыб, которые побывали на орбитальной космической станции. Изучая изменение поведения под влиянием алкоголя, ученые Политехнического института Нью-Йоркского университета последовательно помещали по одной данио-рерио в воду с различной концентрацией этилового спирта: от 0,25% до 1%. После этого захмелевшего участника эксперимента переносили в контейнеры с чистой водой и «трезвыми» рыбами. Ранее подобные эксперименты уже проводились, но в них воздействию алкоголя подвергались группы рыбок. Целью нового эксперимента было наблюдение видов взаимодействия между трезвыми и пьяными особями. Выяснилось, что при минимальной дозе «пьяная» рыбка чувствует себя в среде сородичей вполне комфортно; 0,5% этанола заставляют ее удаляться от «коллектива», а при повышении концентрации до 1% она и хотела бы, но уже не способна догнать своих «трезвых» друзей. Ученые полагают, что на основе этих моделей можно изучать взаимосвязь между потреблением спиртного и социальным поведением у человека и, соответственно, разрабатывать новые методы лечения негативных последствий алкоголизма. Узнайте, как себя ведет пьяный планктон.