Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Видео: попугаи используют инструменты для добывания пищи

18 декабря 2015
/upload/iblock/ca6/ca6e70a7b69a15340e02ca9ed4a1d39e.jpg
Попугай Coracopsis vasa
Фото: Robert01/Wikipedia
/upload/iblock/be2/be2bab31c6536912482de0cd964c03a9.jpg
Фото: frank wouters/Wikipedia
/upload/iblock/c1f/c1fed6a3c3828f1bb607811fd7ddc9f2.jpg
Фото: AEM/Wikipedia
Ученые обнаружили необычную модель поведения у больших попугаев-ваза (Coracopsis vasa): они не только используют камни для дробления пищи, но и делятся «инструментами» со своими товарищами. Другим представителям животного мира это не свойственно.
Исследование провели орнитологи из британского университета Йорка, его результаты опубликованы в журнале Biology Letters. Ученые вели видеозаписи жизни попугаев, живущих в неволе. Выяснилось, что птицы захватывали клювом камешки или твердые фруктовые косточки, а затем с их помощью дробили раковины двустворчатых моллюсков. Если на «инструменте» оставались крошки пищи, попугаи слизывали их. И, наконец, они охотно делились подходящими для дробления камушками со своими сородичами, что в животном мире практически не встречается. Раковины моллюсков богаты кальцием, который необходим для укрепления костей. Особенную ценность кальций представляет для самок в период кладки яиц. По мнению орнитологов, именно необходимость разнообразить свой рацион (преимущественно фруктовый) кальцием привела к появлению у Coracopsis vasa необычной способности. Большие ваза имеют и другие отличия от остальных попугаеобразных (Psittaciformes). Эти эндемики Мадагаскара и Коморских островов живут полигамными группами, состоящими из одной самки и 3-8 самцов. Мужские особи имеют наружные половые органы, а процесс совокупления может длиться до 90 минут. В период кладки яиц цвет перьев у самок меняется с темно-серого на светло-коричневый, голова лысеет и приобретает оранжевый оттенок. Это является знаком для самцов, в чьи обязанности теперь входит обеспечивать будущую мать пищей. Узнайте о том, как крокодилы используют инструменты.