Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Видео: вся правда о "хвосте" павлина

28 апреля 2016
/upload/iblock/c65/c6511a6ea0f009c5233ca87f5c84add5.jpg
Фото: Bernard DUPONT/Flickr.com
/upload/iblock/10b/10b273c4e77b6e551ec90e0368a1e756.jpg
Фото: Sarah McDevitt/Flickr.com
/upload/iblock/9e6/9e6322dc9bbe0d0182251b9c96a9742d.jpg
Фото: TANAKA Juuyoh (田中十洋)/Flickr.com
Красочное оперение павлинов является важной частью их брачного ритуала. Недавно ученые открыли еще одну способность пышного «хвоста», необходимую для продолжения павлинами рода.
Обыкновенный, или индийский павлин (Pavo cristatus Linnaeus) — самый распространенный вид павлинов. Он не подразделяется на подвиды, однако имеет целый ряд цветовых вариаций. Продолжительность жизни павлинов составляет около 20 лет. До полутора лет самки и самцы выглядят одинаково, но затем у мужских особей начинают разрастаться верхние кроющие перья, полностью формируясь к трем годам. Самки же остаются сравнительно невзрачными. Гигантский красочный веер, насчитывающий 200 перьев, ошибочно принимают за хвост, но на самом деле он лишь прикрывает настоящий хвост, который невелик в размерах и состоит всего лишь из 20 перьев. Распушая кроющие перья, самцы привлекают самок. Частью брачных игр также является резкий «мяукающий» голос павлина: он знаменует начало битвы за понравившуюся женскую особь. Канадские биологи изучали механизм раскрытия «хвоста»; результаты опубликованы в журнале PLoS ONE. В первую очередь планировалось установить, почему радужные кружочки («глазки») остаются хорошо видимыми, даже когда птица очень быстро трясет перьями. Ученые сняли весь процесс на видео, а также самостоятельно провели испытания в лабораторных условиях. Выяснилось, что «глазки» связаны между собой своеобразными микрокрючками. Они гуще, чем само перо, и поэтому менее подвижны и гибки. Чем длиннее хвост павлина, тем быстрее он может им трясти. Поскольку для этого требуется больше мышечных усилий, это демонстрирует выносливость самца. И, наконец, было установлено, что в процессе этого ритуала звучит не только голос павлина: звуковые вибрации, подобно струнам гитары, издает и его «веер». Человеческое ухо столь низкую тональность не улавливает, зато самки сигналы понимают. Узнайте историю птичьих перьев.