Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Видео: взглянуть на мир глазами акулы

27 апреля 2016
/upload/iblock/fe3/fe329cad30ef3be8730ce2a362c18c17.jpg
Фото: Kyle McBurnie/Scientific Reports; Creative Commons Attribution 4.0 International License
/upload/iblock/102/10253f58355681b24429f7366d219e32.jpg
Фото: Scientific Reports; Creative Commons Attribution 4.0 International License
/upload/iblock/f6c/f6c84e43c6dad910fa6ce1e053c007ed.jpg
Ученые сконструировали видеокамеру, показывающую мир глазами акул: технология помогла сделать видимым то, что человеческому глазу недоступно.
Научную работу провели специалисты из Американского музея естественной истории; его результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. В центре исследования была биофлюоресценция: свойство некоторых морских животных и рыб светиться неоновым красным, зеленым или оранжевым светом. В отличие от биолюминесценции, которая возникает с помощью химической реакции в организмах, биофлюоресценция является следствием поглощения и трансформации синего цвета. Некоторые виды животных могут испускать свет сразу нескольких цветов. Например, большая часть тела морского конька Hippocampus erectus светится красным, однако вокруг его глаз присутствуют зеленые светящиеся вкрапления. Среди морских обитателей, обладающих способностью к биофлюоресценции, — кошачья акула, кораллы, медузы, представители семейств скорпеновых и троеперых рыб. В основу нового исследования легла анатомия органов зрения кошачьей акулы (Scyliorhinidae). Эти животные практически незаметны под водой для посторонних наблюдателей, но отлично видят друг друга, поскольку их глаз улавливает зеленые узоры, светящиеся на коже. Настроив видеокамеру по принципу работы акульих глаз, биологи опустились с ней на дно залива Скриппса в Калифорнии. Результатом стала видеозапись и множество снимков. Руководитель научной группы Дэвид Грубер (David F. Gruber) давно изучает биофлюоресценцию. В прошлом году он открыл способность к ней у морских черепах.

Светящиеся животные