Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Водяной гиацинт успешно борется с радиацией
19 декабря 2013
/upload/iblock/1d4/1d447fe3a530069889a9b05a6f0b9702.jpg
Эйхорния отличная (Eichhornia crassipes). Автор фото: Henri Sivonen.
/upload/iblock/33d/33dfd5264f4608c2b418d8db8a692e50.jpg
Фото: Starr Environmental.
Ученые из Института цитологии и генетики при Сибирском отделении РАН нашли растение, умеющее поглощать радиацию. Цветок уже прошел испытания в полевых условиях, в том числе на зараженных после Кыштымской аварии территориях.
Применение растений для очистки сточных вод и почвы основано на их естественной способности поглощать в процессе роста биогенные элементы: азот, фосфор, калий и так далее. Кроме того, в корневой зоне растений создается скопление микроорганизмов, которые активно окисляют органические вещества. Для того чтобы «научить» растения поглощать вредные, в частности радиоактивные, вещества, ученые из Института цитологии и генетики проводили разнообразные опыты. Наиболее эффективным оказался водяной гиацинт, или эйхорния отличная (Eichhornia crassipes). Это распространенное и живучее водное растение родом из Южной Америки, которое имеет развитую корневую систему и высокую скорость размножения. В минерализованных и бедных питательными веществами водоемах эйхорния быстро погибает, зато в остальных случаях, разрастаясь слишком бурно, цветок порой даже создает проблемы для гидроэлектростанций. Специалисты Института цитологии и генетики проводили опыты в различных местах, начав с радиационного заповедника в окрестностях города Озерск Челябинской области. Здесь в 1957 году на химкомбинате «Маяк» произошел взрыв; в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ. Зараженные территории стали частью специально созданного Восточно-Уральского заповедника под контролем Росатома. В ходе экспериментов было установлено, что эйхорния поглощает из радиоактивных прудов имеющиеся в воде тяжелые металлы, а также радионуклиды стронция и цезия. Выработавшие свой ресурс растения затем можно сжигать: от тонны эйхорнии остается всего 15-20 килограммов радиоактивного пепла, который подлежит захоронению. Кроме того, растение способно очищать промышленные стоки от высоких концентраций нефтепродуктов, сульфидов и фенолов. Не менее эффективно оно чистит и стоки животноводческих предприятий. Технология очистки сточных вод с помощью водяного гиацинта прошла Государственную экспертизу и запатентована. Работы будут продолжаться в первую очередь в направлении очистки радиоактивных стоков, поскольку со стоками предприятий хорошо справляются и обычные очистные сооружения. Помимо биополигона в Озерске, водяной гиацинт в настоящее время также используют на Кривом озере рядом с новосибирским аэропортом Толмачево, где весной стала гибнуть рыба из-за попадавшей в воду со взлетной полосы противообледенительной жидкости.