Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Волки национального парка Йеллоустон могут спасти медведей от смерти

31 июля 2013
/upload/iblock/448/4483f1504eaeeea2f1456c514ddecd6a.jpg
Медведь гризли.
/upload/iblock/5c9/5c971c047a2ed87d162127802c06a262.jpg
Макензийский равнинный волк.
Возвращение волков в Йеллоустонский национальный парк может улучшить рацион медведей гризли.
Национальный парк Йеллоустон – международный биосферный заповедник и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он находится на территории американских штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо. Здесь, на площади в 898,3 тысячи гектаров, обитает почти 60 видов млекопитающих. В 1926 году в рамках мер по защите вапити (общее название подвидов благородных оленей, обитающих в Северной Америке) в Йеллоустоне были истреблены все волки – единственные обитатели парка, которые охотились на больших копытных. Но привело это к результату, который ученые не ожидали. В частности, перестав быть объектом охоты, вапити стали значительно чаще болеть. Ведь ранее волки питались больными и слабыми животными, не давая распространяться заболеваниям. Кроме того, многочисленные олени стали причинять вред фауне парка, поедая молодые побеги ивы и осины, вытаптывая кустарники и траву. А это, в свою очередь, отразилось на рационе медведей гризли. Как пояснил Уильям Рипл, профессор факультета лесных экосистем университета штата Орегон, дикие ягоды составляют важную часть рациона гризли. В определенные времена года, особенно в конце лета, ягоды составляют половину рациона питания этих медведей. Уменьшение количества ягод сокращает популяцию этих медведей, поскольку животные не могут накопить необходимое им для спячки количество питательных веществ и витаминов, содержащихся в ягодах. Практика истребления волков была прекращена в парке в 1935 году, а затем уже принимались меры, направленные на защиту волков. Хищники вернулись в Йеллоустон в 1990 году, когда сюда было выпущено 66 макензийских равнинных волков, а к 2005 году их численность достигла 118 особей. Теперь подведены первые итоги реализации этой многолетней программы. Популяция копытных, достигавшая 19-ти тысяч голов к 90-м годам, по состоянию на начало 2013 года сократилась до 3900. Количество медведей гризли на территории Йеллоустона еще точно не подсчитано, но ученые уверяют, что их стало заметно больше.