Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Впервые на видео: как работает мозг мухи

12 августа 2015
/upload/iblock/f74/f743864c907a9b93481e922f4baefdc2.jpg
Фото: John Tann/Flickr.com
/upload/iblock/4b7/4b73dc0fb210081848b128e0c9b595f1.jpg
Фото: Nature Communications
/upload/iblock/c81/c81aef968137e909389f5c3e03abc211.jpg
Фото: guitarclas blog/Flickr.com
Американским ученым впервые удалось снять процессы, происходящие в мозгу крохотных мух-дрозофил. Следующими подопытными станут аквариумные рыбки.
Мухи-дрозофилы уже давно помогают ученым изучать процессы, происходящие в мозгу. Несмотря на то, что они устроены проще, чем человек и другие плацентарные – общие механизмы работы нейронов во многом схожи. При этом мухи гораздо доступнее для исследований. Ранее в мозгу дрозофил был обнаружен своеобразный «компас», позволяющий им ориентироваться на местности; аналогичные нейронные механизмы помогают и млекопитающим. А недавно специалистам из американского Медицинского института Говарда Хьюза удалось снять на видео работу всей центральной нервной системы (ЦНС) дрозофилы фруктовой (Drosophila melanogaster). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications. Личинка дрозофилы была генетически модифицирована таким образом, чтобы ее нейроны синтезировали флуоресцентный белок при испускании импульсов. Для наблюдения был использован микроскоп плоскостного освещения: этот прибор оснащен лазерами, позволяющими получить оптический срез объекта, имеющего флуоресцентные молекулы. На записи видно, как активируются нейроны дрозофилы, когда она двигается в разные стороны. Подобные наблюдения помогут в изучении процессов взаимодействия нейронов головного и спинного мозга. В дальнейшем ученые планируют использовать микроскоп плоскостного освещения для исследования работы ЦНС у более сложных организмов: взрослых дрозофил, рыбок данио-рерио (Danio rerio) и эмбрионов мышей. Узнайте о найденном в мозгу дрозофил «переключателе сна»; познакомьтесь с роботом, сортирующем мух.