Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Впервые на видео: полигамная семья виргинских филинов

03 мая 2018
/upload/iblock/1c0/1c01b803946dd14c8bb29e2e9499baec.jpg
Фото: Nevada Department of Wildlife
/upload/iblock/5a7/5a722b2617eec15da373f06a722a958c.jpg
Фото: Dana Trimble/Desert Research Institute
Сотрудники одного из институтов в штате Невада заметили пару филинов, устроившихся на карнизе здания. Они установили веб-камеру, и с ее помощью удалось сделать сенсационное наблюдение о брачном поведении этих птиц.
В Северной Америке широко распространен виргинский филин (лат. Bubo virginianus) — хищник из семейства настоящих сов. В английском языке эта птица называется great horned owl (большой рогатый филин) – в честь необычных перьевых «ушек» на голове. Длина тела взрослой особи составляет около 46—63 см, размах крыльев 91—152 см, самки в среднем крупнее самцов на 10—20 %.

Эти птицы живут индивидуально, гнезд рядом друг с другом не вьют и до сих пор считались моногамным видом. Как поясняют орнитологи, полигамия в мире живой природы встречается, но среди хищных птиц – очень редко, что связано со сложностью добычи пропитания. В штате Невада было сделано наблюдение, заставляющее иначе посмотреть на брачное поведение виргинских филинов.

В марте ученые из Desert Research Institute в Рино обратили внимание на пару птиц, облюбовавшую карниз для того, чтобы обустроить гнездо и отложить яйца. Вскоре рядом с разнополой парой приземлилась еще одна самка и тоже принялась откладывать яйца. Следить за развитием событий помогла специально установленная веб-камера. Видеотрансляция привлекла внимание не только любителей живой природы, но и орнитологов со всего мира. Все они отметили, что полигамия никогда прежде у виргинских филинов не встречалась.

За недели, в течение которых птицы высиживали яйца и заботились о малышах, обе самки демонстрировали дружелюбие и взаимовыручку по отношению друг ко другу, а самец добросовестно снабжал всех пищей. Между тем известно, что филины очень агрессивны при защите гнезда и атакуют врага, пока не убьют или не изгонят его.

Птенцы филина начинают покидать гнездо на 5—7 неделе, и к настоящему времени почти все малыши уже улетели. По данным на 1 мая, в гнезде осталась одна самка, ожидающая, пока последний детеныш наберется сил для самостоятельного полета. После этого улетит и она.

Узнайте о редком филине – рыбном.