Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Выращенные в неволе редкие птицы прижились на свободе

28 ноября 2013
/upload/iblock/6ef/6efc69b9041934f1a36d65b7f44fd812.jpg
Кулик-лопатень на побережье Сиамского залива, Таиланд. Автор фото: JJ Harrison.
Экологам удалось спасти кулика-лопатня – птицу семейства бекасовых, находящуюся на грани исчезновения. Выращенные в неволе и затем выпущенные на свободу пернатые прекрасно чувствуют себя в естественной среде обитания.
Кулик-лопатень (Eurynorhynchus pygmeus) водится вблизи морских побережий на Камчатке и Чукотском полуострове. Иногда эту птицу также можно встретить в Индии, Бангладеш, Шри-Ланке и других странах этого региона. Обитающие в России кулики с приближением холодов мигрируют на юг, на берега Тихого океана. По официальным данным, к настоящему времени в мире осталось от 1000 до 2500 особей лопатня, а независимые экологи оценивают количество этих птиц и вовсе в 100 пар (200 половозрелых особей) на весь мир. При этом популяция стремительно сокращается, так, что через 5–10 лет вид может полностью исчезнуть. Причиной этого является и бесконтрольная охота, и мелиорация земель, и общие климатические изменения на планете. Несколько лет назад была запущена международная программа по сохранению кулика-лопатня. Более десятка редких птиц были привезены с Чукотки в Wildfowl and Wetlands Trust – природоохранный центр в Великобритании. Там они дали потомство, и затем птенцы были выпущены на волю. Учёные не были уверены, что выращенные в инкубаторе кулики смогут проделать путь, свойственный их виду, однако эксперимент принёс положительные результаты. Новички присоединились к своим диким сородичам во время их сезонной миграции; один из них был замечен на побережье Таиланда, и ещё один – в Китае. Теперь у экологов есть точное понимание того, какие шаги в ближайшем будущем можно предпринять для восстановления популяции кулика-лопатня.