Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Высокогорное фотосафари

Текст и фотографии: Алексей Заводский
18 февраля 2014
/upload/iblock/dd1/dd1dba535229187820565b07d2b3256e.jpg
Деревня Мананг в Непале. Точка съемки – около 3600 метров. Небольшое озеро справа названо Гангапурна в честь вершины, у подножия которой оно расположено. Высота Гангапурны – 7455 метров.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/0e1/0e18fc678ba3056b334143eeeed83311.jpg
Гора Ушба, Сванетия, 4700 метров. Снимок сделан на рассвете во время восхождения на Эльбрус. Высота точки съемки – около 5100 метров.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/1e8/1e8bf9a3428d5c91646e65dddeb68dca.jpg
Каменные дома в деревне Ламаюру близ одноименного монастыря, Ладакх, Индия. Высота 3500 метров.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/4e6/4e6ac6ab7af4695adf1834a983da9d9e.jpg
Долина реки Марсианди у деревни Мананг, Непал. Высота 3600 метров. Марсианди пользуется популярностью у любителей сплава, в том числе из России.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/c04/c04168a3c33270e627773084d2a853fc.jpg
Ночной вид на монастырь Ламаюру, Индия. Историческую область Ладакх, где расположено множество буддийских монастырей, часто называют Малым Тибетом.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/4d7/4d79028fdb94deeba664b5a28a067ada.jpg
Вершина Пумо-Ри, Непал, 7138 метров. Точка съемки – 5350 метров. 20-минутная выдержка превращает звезды из сияющих точек в треки.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/605/605bfabb509a9e791a70fd1162d44f78.jpg
Расщелина ледника на высоте около 6000 метров. Альпинисты спускаются с Айленд-пика, Непал, и возвращаются в базовый лагерь.
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/31c/31c20ba962a6291f04f4ab79a03478ac.jpg
Моя палатка на перевале Месоканто, Непал, высота 5250 метров. Раннее утро, совсем недавно унялась буря, едва пробиваются первые лучи солнца.
Фото: Алексей Заводский
Кто сказал, что альпинизм и профессиональная фотосъемка несовместимы? Алексей Заводский доказал: можно подняться на высоту шесть тысяч метров с тяжелейшей фотоаппаратурой и сделать классные кадры.
У каждого из нас есть свой вертикальный предел, выше которого подниматься нельзя, да и не получится. Предел фотографов-профессионалов особенно низок. Попробуйте поднять тяжелую аппаратуру метров так на шесть тысяч, а затем найти ракурс и дождаться удачного света – и все это в условиях, трудно совместимых с жизнью! Именно поэтому в мире до обидного мало классных снимков из высокогорья. Мне 29 лет, из них последние четыре я занимаюсь тем, что хожу с тяжелой фотоаппаратурой на большие высоты. Моя мечта – поднять горную фотографию на новый уровень, во всех смыслах этого слова.
В мире до обидного мало классных снимков из высокогорья.

Из дневника одиночного похода к озеру Тиличо, Непал. День первый.

«2673 м. Вышел из Джомсома. Рюкзак в этот раз не легкий: помимо палатки, спальника, горелки здесь еще и дополнительный баллон газа (в первом у меня осталась где-то треть). Еды закупил из расчета на неделю: вдруг захочу остаться на озере подольше. Ну и фототехника. Все вместе выходит под 30 кг. Сразу после деревни Тини начался крутой подъем, который не заканчивался весь сегодняшний день. Встретил одного голландца, спросил про дорогу и погоду – дорога не простая, погода переменчивая. И правда, вскоре все вокруг затянуло непроницаемыми молочными облаками, видимость иногда не превышала 20 метров. Но вечером, когда я уже стал подыскивать место под палатку, резко разъяснилось. Я сразу расчехлил фотоаппарат и принялся снимать, но через 15 минут все снова погрузилось в молоко, заморосил мелкий дождик. Пока ставил палатку, чуть не отморозил пальцы – алюминиевые дуги просто ледяные, надо утепляться. Мой GPS показывает высоту 4592 метра. По плану на озере Тиличо я должен быть через сутки». Я с детства занимался беговыми лыжами. Занимался профессионально – получал зарплату в спортивном обществе «Динамо». Впервые я увидел горы семь лет назад, когда тренировался в Приэльбрусье, в поселке Терскол. Кавказ произвел на меня такое впечатление, что я при любой возможности фотографировал его на «мыльницу». Результаты были ужасны, но сам процесс меня увлек. В 2010 году я купил камеру Canon 450D, пару объективов и поехал на четыре месяца в горы с самыми серьезными намерениями. Из Северной Индии в Непал, оттуда в Китай и наконец через Дальний Восток России домой в Москву – этот маршрут подарил мне множество открытий. Главные из них: я окончательно влюбился в горы; я хорошо чувствую себя на больших высотах (поднялся на 5500 метров и ночевал в палатке на 5000); я по-прежнему не умею фотографировать.

День второй.

«Всю ночь шел дождь. Утром он не прекратился, и все так же дул довольно сильный ветер. Облака немного расступились, можно видеть окружающие горы. Белые вершины намекают, что чуть выше идет уже не дождь, а снег. Температура около нуля, пришлось надеть перчатки. Дышалось не очень легко, но в целом чувствовал себя хорошо. Впереди увидел табличку, на ней надпись Tilicho и стрелка, указывающая туда, куда мне идти совсем не хотелось. Тропка терялась в облаках, мне в лицо с порывами ветра летел дождь со снегом, и было очевидно, что на 200 метров выше лепит настоящий снегопад. Постояв с минуту, я понял, что сегодня перевалить на сторону озера мне не светит, надо возвращаться и ждать погоды. Пока возвращался, дождь с ветром усилились, постановка палатки вылилась в целую проблему. Сижу, пью чай, пишу эти строки и слушаю вой ветра и барабанную дробь по тенту... После обеда дождь перешел в снег и ветер усилился. Из палатки не выйти. Это, наверное, самая адская погода, в какую мне доводилось попадать в горах. Сейчас уже вечер, стемнело. Даже и не знаю, что делать – обратно в Джомсом идти очень не хочется». В 2011 году в Непале я совершил первое более или менее серьезное восхождение – на Айленд-пик, 6189 метров – и сделал первые более или менее серьезные снимки. Именно тогда я понял, что фотографией и горами я хочу заниматься профессионально. Я уволился из «Динамо», купил Canon 5D Mark II и в мае 2012 года уехал в Гималаи. Родным и близким сказал, что на год – так и получилось. Родители все поняли и удерживать не стали. Отслеживать мои перемещения они могли благодаря моему блогу в ЖЖ, который становился все более популярным. Мне в этом очень помог замечательный фотограф и путешественник Иван Дементиевский – дал у себя в блоге ссылку на меня, и моя аудитория резко выросла. Я ни разу не взял ни одного урока по фотоделу – моими учителями были работы других фотографов, блоги и форумы. Я смотрю, читаю, стараюсь повторить, экспериментирую... Год пролетел быстро: индийские Гималаи, часть Тибета – Ладакх и долина Спити – затем Непал. В Непале прошел интересным маршрутом: от городка Джомсом через перевал Месоканто к озеру Тиличо. И главное – я впервые был доволен некоторыми результатами своей работы.

День третий.

«Утром ветер не стих, зато осадки почти прекратились. Облачность немного приподнялась, но все равно плотная. Я решил, что попробую перевалить. Когда я поднялся до зоны снега, исчезли последние намеки на тропу. Общее направление к перевалу я знал, поэтому не переставал карабкаться, иногда практически на карачках: рюкзак норовил утащить меня вниз. Когда я взобрался на гребень перевала, погода уже была такой, при которой, как мне рассказывали на Эльбрусе, люди теряют ориентацию: уходят в никуда и не возвращаются. Ветер шквальный, облачность максимально плотная и снег мел как сумасшедший. Перевал представляет собой узкий гребень, где нет ни скал, ни углублений. Идти дальше было равносильно самоубийству. Ценой невероятных усилий я поставил палатку с подветренной стороны снежного бруствера. Натаскал камней, укрепил, обложил снегом. Высота 5250 метров. К вечеру вроде немного прояснилось. Я даже вышел из палатки с камерой и стрельнул пару кадров, но буквально через полчаса обрушился новый шквал. ...Конечно, вернуться в Джомсом – лучше, чем погибнуть тут, но мне почему-то кажется, что все обойдется». Каждый раз, когда я попадаю в удивительные места, которые хочется снять, я испытываю растерянность: тут так красиво, а я не знаю что с этим делать. Не понимаю, куда бежать, с чего начинать, нет уверенности, что у меня вообще что-то получится. Растерянность перерастает в панику. С некоторых пор я выработал стратегию борьбы с такой паникой. Я ставлю палатку, беру свой фоторюкзак, надеваю наушники с любимой музыкой и говорю себе: «Так, сегодня никакой съемки, я просто гуляю». Во время прогулки мозг безотчетно начинает выискивать интересные точки и периодически «простреливает» сигналами: «Вот отсюда было бы круто снять» или «Надо залезть на ту скалу, посмотреть, как все оттуда выглядит». Порой достаю камеру и делаю тестовые снимки с рук, чтобы потом оценить композицию на мониторе. После такой прогулки все встает на свои места. Я нахожу как минимум пару хороших позиций, еще пару намечаю на перспективу и, главное, обретаю спокойствие и уверенность: без интересных кадров я не останусь.

День четвертый.

«Еще до восхода солнца меня разбудила тишина. Выглянул из палатки, а там – космос, фантастика, волшебство! Перестал снимать, только когда солнце встало совсем высоко. Дубак на улице был приличный, около минус десяти. Ветер чуть поддувал, я постоянно приплясывал. Я выдвинулся с намерением перейти на стоянку рядом с озером, где мне уже приходилось стоять два с половиной года назад. Но все пошло не по плану. Первым препятствием были два склона с сыпухой, местами сильно заметенные снегом. Порой снег уходил из-под ног вместе с сыпухой, вся нагрузка переходила на палки, а иногда и они начинали ползти вниз. Несколько раз возникало неуютное ощущение, которое я уже пару раз до этого испытывал, – ощущение близости смерти... Перед началом последнего спуска к озеру я застрял на каменном развале. Нагромождение камней укрыто слоем снега, никогда не знаешь, куда ставишь ногу. С тем же успехом можно идти с завязанными глазами. 400 метров я преодолевал ровно час. Высота – 5378. Спускался к озеру опять почти наугад – очень много снега. Но удалось выйти на свою прошлую стоянку. Я был счастлив. Поставил палатку, сварил обед. Все – я на озере, отсюда до Мананга тропа нахоженная, опасности мне больше не грозят, можно фотографировать!» Чтобы покрыть свои расходы, я вожу в Гималаи группы желающих поучиться фотографии. Из таких фототуров я сам не привожу почти ничего – времени нет. Здесь у меня задача другая: добиться, чтобы участники привезли достойные кадры или хотя бы поняли, в каком направлении двигаться. Первое правило я объясняю сразу же: из гостиницы ты никогда ничего не снимешь. Ты никогда не сфотографируешь звездное небо на перевале, до которого нужно добираться сутки. Самое интересное начинается, когда за бортом минус двадцать, ночь и хочется спать, а надо вылезти из спальника, надеть заледеневшие ботинки, взять рюкзак фототехники, штатив и полезть куда-то на заранее выбранную точку. Не знаю, в чем тут подвох – в недостатке кислорода или в созерцании красивейших пейзажей, но для меня это лучшая медитация, лучшая из всех возможных практик. Мысли приходят в порядок, проблемы отодвигаются на второй план, все становится понятным и определенным. Ничего другого мне не надо. Сидя ночами на перевалах, пока таймер отсчитывает длинные выдержки, я пришел к пониманию, что готов браться за более сложные маршруты и привозить оттуда съемку, которую не делал еще никто. Каждый год на Эверест поднимаются сотни людей. Но кто из них привез оттуда что-нибудь, кроме воспоминаний? Мне не дает покоя мысль: что можно снять там, куда фотографы практически не ходят, – на высоте от 7000 метров? Это уже серьезная экспедиция, это затратно и тяжело с точки зрения организации. Но я буду пробовать. Я могу идти куда угодно.
рекомендации
Ноутбук, компьютер

На что способен ASUS Zenbook Flip S? Рассказывает фотограф Иван Куринной

Звезда

«Домашним говорим, что едем за деньгами. На самом деле просто хотим сбежать». Репортаж из Антарктиды

Звезда

К-2. Жестокая гора

Москва

Огни большого города с AZIMUT Hotel Смоленская: праздник с прекрасными видами на Москву

Вопросительный знак, вопрос

Безопасно ли оставаться дома? Устраиваем детокс для своей квартиры