Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Выяснилось, что самцы некоторых пауков пожирают самок вместо спаривания с ними

Софья Демьянец
16 мая 2013
/upload/iblock/629/62966ccb2b7a16d09d1f18286ed72b4a.jpg
Ученые выяснили, что самцы некоторых пауков предпочитают съедать самок, а не спариваться с ними.
Как известно, пауки из рода черных вдов получили свое название благодаря особенности самок съедать своих партнеров после спаривания. Однако новое исследование ученых показало, что самцы некоторых видов сами питаются самками после спаривания или даже вместо него. Ученые из Масарикова университета в Чехии считают, что такая тенденция наблюдается у распространенных в Европе пауков Micaria sociabilis. В природе самки пауков могут поедать самцов по разным причинам. Например, чтобы восстановить баланс, когда в популяции самок гораздо меньше, чем самцов. Также, если самке нужно много энергии, чтобы произвести потомство, самцы приносят себя в жертву, становясь пищей для партнерши. А если «кавалер» ещё и не пытается убежать от желающей съесть его самки во время спаривания, то этот процесс длится гораздо дольше, и самец передаст больше спермы, что увеличит шанс появления потомства. Но по каким причинам самцы поедают самок? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые наблюдали за пауками Micaria sociabilis в течение двух лет и зафиксировали несколько интересных случаев. Пауки Micaria sociabilis производят потомство два раза в год – весной и в начале лета. Поэтому самцы могут выбирать между самками постарше, рожденными весной, и самками помоложе, появившимися летом. Численность самцов падает уже к маю, а значит, пауки будут поедать некоторых самок, восстанавливая тем самым равновесие в популяции. Однако какие именно самки будут служить для самцов пищей? Наблюдение за этими пауками показало, что чем крупнее самец, тем он агрессивнее ведет себя по отношению к самке. Самые крупные пауки поедали всех самок без разбору, а остальные предпочитали питаться более взрослыми самками, выбирая для спаривания молодых партнерш. Такой выбор обусловлен тем, что потомство от новоявленных самок жизнеспособнее, нежели от партнерш постарше. Ранее считалось, что в животном мире самцы стремятся оплодотворить как можно больше самок. Однако новое исследование показывает, что самцы некоторых видов могут быть весьма придирчивыми в выборе партнерши. Источник: Mate with the young, kill the old: reversed sexual cannibalism and male mate choice in the spider Micaria sociabilis.