Природа

Я страшен в гневе. Клопы могут рычать, как тигры

31 августа 2015
/upload/iblock/f0c/f0c64ad65b9355a33f3e26427ff3bbe6.jpg
Фото: Darius Bau?ys/Wikipedia
/upload/iblock/136/136e0c1a7abf608613782638a406d635.jpg
Фото: CSIRO/Wikipedia
/upload/iblock/e28/e283f92607b0b088a0c523a7131b3aa1.jpg
Фото: Mick Talbot/Flickr.com
С помощью специальной аппаратуры ученым удалось услышать звуки, которые издают крохотные насекомые из подотряда клопов. По тональности они не отличаются от рева львов или тигров.
Итальянские энтомологи изучали слепняков (Miridae) двух видов: Macrolophus pygmaeus и Macrolophus costalis. Это полужесткокрылые насекомые из подотряда клопов обитают по всему миру. Они являются хищниками: в основу их рациона входит тля, белокрылка и другие враги сельскохозяйственных культур. Длина тела слепняков не превышает 11 мм, и издаваемые ими звуки человеческому уху не слышны. В рамках научной задачи ученые применили лазерный виброметр: этот аппарат способен обнаружить мельчайшие колебания, которые насекомые производят на листьях растений. Вибрации, которые издают слепняки, имеют широкий диапазон частот: от менее чем одного герца до 750 герц. Прослушав полученный результат, ученые приводят сравнение с самыми грозными хищниками: львами или тиграми. Удалось установить, что «звучат» только самцы и, в основном, когда оказываются рядом; при этом звук при помощи листвы может разноситься на большие расстояния. Из этого был сделан вывод, что звуковые колебания – часть брачного ритуала: в борьбе за внимание самки или же с целью повергнуть противника в бегство. Нерешенным остался вопрос, каким же именно образом эти родственники клопов издают звуки. Большинство насекомых делают это, потряхивая частями тела – как, например, кузнечики. При этом они находятся в неподвижном состоянии. Но Miridae «рычат» на ходу, и никаких визуальных признаков звучащего органа ученые не обнаружили. Предположительно, ответственный за звук орган находится в брюшной полости слепняков. Результаты исследования опубликованы в научном издании Journal of Insect Behavior. Узнайте, как божьи коровки подслушивают чужие разговоры; прочтите про насекомое-гиганта.

Смертники среди насекомых