Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Ядовитая лягушка напала на биолога

07 августа 2015
/upload/iblock/f51/f51be90e43429ec1f735787a1e698f06.jpg
Фото: Alex Popovkin, Bahia, Brazil/Flickr.com
/upload/iblock/b10/b10523133dd10ca187269de2b37aa37c.jpg
Фото: Current Biology
/upload/iblock/897/8974e36bb0fe74fec6556458e4c83581.jpg
Фото: Current Biology
Некоторые виды лягушек бывают ядовиты; некоторые – даже смертельно ядовиты. Недавно ученые обнаружили лягушку с такими же свойствами, обладающую при этом беспроигрышным орудием поражения – острым жалом.
Многие лягушки вырабатывают токсичные вещества, которые служат для защиты от хищников или нападения. Химический состав их яда зависит от вида и может включать в себя раздражители кожи, галлюциногены, нервно-паралитические токсины, вазоконстрикторы и многое другое. Некоторые лягушки генерируют токсины сами, другие получают их с пищей (чаще всего от членистоногих). Хищники, специализирующиеся на определенных видах лягушек, обычно адаптированы к данному типу яда, но остальные – в том числе и человек – при контакте с ядом лягушек могут серьезно пострадать и даже умереть.
Необъяснимую с учетом всех этих базовых знаний ошибку, едва не стоившую ему жизни, совершил недавно сотрудник бразильского биомедицинского Института Бутантан (Butantan Institute in S?o Paulo) Карлос Джаред (Carlos Jared). Во время полевых исследований в Национальном природном резервате Гойтаказес (Goytacazes National Forest) у юго-западного побережья страны он заметил маленькую лягушку болотно-зеленого цвета. Едва биолог взял ее в руки, как лягушка атаковала его, выпустив из-под верхней губы острое жало. В течение следующих пяти часов он страдал от острой боли, а земноводное, достигнув своей цели, благополучно скрылось.
Позже, уже с учетом всех мер предосторожности, исследователи поймали лягушку этого вида и идентифицировали как бразильского эндемика – щитоголовую квакшу (Corythomantis greeningi) из семейства Hylidae (квакши, или древесные лягушки). Эти земноводные обычно прячутся под камнями или на стволах растений, а также населяют пересыхающие водоемы. Hylidae включает в себя 3 подсемейства и 46 родов с 901 видом; не все они изучены достаточно хорошо. Известно, что многие квакши ядовиты; об этом сигнализирует и их яркая расцветка: от желтого и зеленого до красного и синего. Но встречаются и ядовитые квакши, окрашенные в тусклые цвета. Кроме того, насыщенные оттенки они приобретают с возрастом, а юные особи могут выглядеть достаточно неприметно. Ранее та же команда исследователей обнаружила в лесу Гойтаказес еще одну ядовитую древесную лягушку: Aparasphenodon brunoi. Ее яд токсичнее, чем у гремучих гадюк, в 25 раз. Corythomantis greeningi более «безобидна» – по сравнению с гадюками, ее яд опаснее лишь в два раза. Однако способ его «доставки» оказался для ученых сюрпризом. Как правило, лягушки выделяют токсин через кожу, но и Aparasphenodon brunoi, и Corythomantis greeningi имеют острые жала, расположенные в специальных железах под кожей на губе. В случае опасности или во время собственной охоты они стремительно выбрасывают их, поражая неприятеля или жертву. Узнать больше о необычных квакшах можно в опубликованной по результатам экспедиции статье в журнале Current Biology. Прочтите также о другой ядовитой лягушке – ужасном листолазе; познакомьтесь с лягушкой, не имеющей легких.