Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Ящерицы, которые умеют дышать под водой: видео

25 декабря 2018
/upload/iblock/301/30192f9112416728a6cd035eaaca9280.jpg
Фото: Lindsey Swierk
/upload/iblock/35c/35c0990d8194b33a2d42e39632a16c15.jpg
Фото: Smithsonian Channel
/upload/iblock/583/583bceab6d324b7325a75eda013fddeb.jpg
Фото: Smithsonian Channel
Даже хорошо изученное животное всегда может удивить ученых – доказано анолисами, отличными ныряльщиками из мира пресмыкающихся.
В Карибском бассейне и южной части Северной Америки живут ящерицы из рода анолисов – Anolis oxylophus. Некоторые из них могут надолго оставаться под водой – минут на 15. Долгое время считалось, что рептилии просто задерживают дыхание, но относительно недавно две научные группы провели исследования – и обнаружили новое (и удивительное!) свойство анолисов.

154574680631426949.gif
Credit: Smithsonian Channel

Биологи Нил Лосин (Neil Losin) и Нейт Даппен (Nate Dappen) работали над документальным фильмом для научно-популярного канала Smithsonian. Героем их сюжета, снятого в Коста-Рике, стала ящерица Anolis oxylophus. На глазах у кинематографистов она нырнула – и провела на дне примерно десять минут. Уже после, пересматривая отснятый материал, исследователи заметили крошечный пульсирующий пузырек воздуха в верхней части головы ящерицы.

Это позволяет сравнить ее с дайвером, который при погружении дышит с помощью ребризера (аппарата, который очищает выдыхаемый воздух от углекислого газа и насыщает кислородом). Способность циклично использовать запасы воздуха – редкость для наземных позвоночных. Нечто подобное демонстрируют, например, пауки-серебрянки (лат. Argyroneta aquatica): их «акваланг» – это тонкий слой воздуха на поверхности тела. Однако способности анолисов не изучены подробно.

Родственный вид, игуану Anolis aquaticus изучала биолог Бингемтонского университета Линдси Сверк (Lindsey Swierk). Еще в 2015 году она заметила, как ящерка, спасаясь от хищника, нырнула в реку и провела там 16 минут. Решив узнать механизмы подводного дыхания этих животных, Линдси установила видеокамеру. Это позволило разглядеть, что на морде животного появляется и опадает надутый воздухом кожный мешок.

Линдси предполагает, что на голове и шее рептилии есть «карманы», в которых задерживается воздух. Она планирует продолжить свои исследования, чтобы понять процесс точнее.

Посмотрите, как другие игуаны спасаются от врагов.