Журнал №193, октябрь 2019

Язык дьявола расцвел в Москве

Аптекарский огород
28 февраля 2017
/upload/iblock/26e/26ee80516a1548741e0ff7aa0970d881.jpg
Фото: Ботанический сад МГУ "Аптекарский огород"
Аморфофаллус коньяк, или Трупный цветок, или Язык дьявола, с сильным запахом гнилого мяса и разлагающейся плоти расцвел в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород".
Ежегодное цветение этого цветка в "Аптекарском огороде" в шутку называют "Фестивалем мяса". Детальную информацию о Языке дьявола можно узнать на экскурсиях "Там, где всегда лето", которые пройдут 4 и 5 марта.

Родовое название растения — Аморфофаллус — связано с необычной формой его почти метрового соцветия, а вот видовое название — коньяк — не имеет никакого отношения к алкогольному напитку. В природе Язык дьявола встречается в восточной части тропической Азии, в том числе на южных островах Японии, откуда и происходит видовое название (от яп. "конниаку" – местное название этого растения).

Аморфофаллус опыляется мухами — растение привлекает их с помощью омерзительного (с человеческой точки зрения) запаха разлагающейся плоти. Для большей убедительности покрывало соцветия окрашено в мрачный бордово-коричневый цвет с неприятным жирным блеском и покрыто капельками желтоватой маслянистой жидкости. Мухи, привлеченные запахом, распространяющимся на десятки метров вокруг, облепляют соцветие и откладывают на него яйца, которые, впрочем, обречены так и не превратиться в опарышей, поскольку растение не содержит нужных для этого питательных веществ. Обман опылителей – удивительная тактика в мире растений, выработанная за миллионы лет эволюции.

В Японии Аморфофаллус коньяк известен ещё с VI века и применяется в лечебном питании на протяжении 1500 лет. Сейчас его выращивают в Китае, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии ради крахмалистых клубней, из которых получают муку и желе. Растение богато клетчаткой и почти не содержит калорий.