Спецпроект «Россия без мусора»
Природа

Забег броненосцев за удовольствием

Патриция Эдмондс
06 августа 2018
/upload/iblock/557/55703bcd4fd397fe5dc49eef518123a8.jpg
Эти шестипоясные броненосцы сняты в Национальном музее реки Миссисипи, Дубьюк, штат Айова.
Фото: Джоул Сартури
Неполнозубые – это группа родственных млекопитающих, включающая ленивцев, муравьедов и броненосцев. Их предки жили в Западном полушарии уже 65 миллионов лет назад. Естественно, животные продолжают свой род, однако ученые редко застают их за этим занятием.

Бразильскому экологу Нине Аттиас, которая годами изучала три из двадцати видов броненосцев, повезло. Диссертация Нины была посвящена шестипоясному броненосцу (Euphractus sexcinctus, внизу) и его брачным ритуалам. В бразильских болотах Пантанал любовные похождения шестипоясных броненосцев длятся весь год. Самцы идут на запах течной самки, а она, по словам Нины, стремится убежать. «Можно увидеть самку, мчащуюся во весь опор, а за ней будет бежать целая стая самцов. Когда самый проворный наконец догоняет самку, они спариваются прямо на бегу». Пара не расстается, даже когда их догоняют другие самцы. Этому способствует физиология самца: из всех млекопитающих у броненосцев самый большой пенис по отношению к длине тела (у шестипоясного он достигает 15 сантиметров при длине тела в 33 сантиметра). Если спаривание на бегу проходит успешно, через 60-65 дней самка рожает одного или двух детенышей.

Но размножение не гарантирует выживание вида. Поэтому в Бразилии разработан план по его сохранению. В штате Пиауи выделили большую охраняемую зону, а штат Мату-Гросу-ду-Сул при поддержке Института охраны диких животных, где работает Нина, планирует следить за гигантским броненосцем как за видом-индикатором – наличие этих животных свидетельствует: работа по сохранению среды обитания ведется успешно.

Фотоковчег. Я пока живой

Что общего у балерины и броненосца?