Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Зачем «крылатым бодибилдерам» такие лапки: необычное открытие

Популярная Механика
23 января 2018
/upload/iblock/66a/66a035c2fd412eb841f5ed135a5fb617.jpg
Фото: Bernard DUPONT/Flickr.com
Поденка Ecdyonurus — крошечное водное насекомое, которое в шутку называют «мускулистой поденкой». Ученые раскрыли секрет того, как эти удивительные создания удерживаются на камнях даже во время бурного течения.
Забавное прозвище поденки Ecdyonurus получили из-за своих мощных конечностей. По результатам исследования выяснилось, что внушительные лапки на самом деле играют роль… крыльев. Эти крошечные (1 см в длину) насекомые обитают в быстрых горных речках, а точнее — в водорослях, которые покрывают скалистое русло. Вместо того, чтобы прятаться от бурного течения, они специально выползают на камни, чтобы встретить его.

Все дело в передних конечностях: они напоминают по форме перевернутое крыло самолета. Это означает, что вода, обтекая лапку, прижимает ее к земле, подобно заднему крылу гоночного автомобиля — именно так насекомым и удается удерживаться на скалах. Свое исследование ученые представили на ежегодном собрании Society for Integrative and Comparative Biology. Видеоролики с экспериментами в текущей воде и аэродинамической трубе с моделью трехмерной лапки насекомого также показали, что поденки при необходимости лишь наклоняют ноги под определенным углом, что усиливает прижимную силу, поэтому они буквально приклеиваются к скале.

Реконструкция лица древнегреческой девушки: видео