Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Зачем носачам такой большой нос?

22 февраля 2018
/upload/iblock/1cf/1cf67591e5883606a3d3b077affd35cf.jpg
Фото: Pixabay
Живущие на острове Борнео обезьяны-носачи получили свое имя из-за очень крупного носа. Оказалось, он нужен им для завоевания самок и борьбы за территорию.
Носач (лат. Nasalis larvatus) входит в семейство мартышковых. Эти приматы – эндемики прибрежных районов острова Борнео и почти самые крупные среди обезьян Азии: по величине они уступают лишь тибетским макакам и лангурам. Самцы носачей могут достигать в длину 77 см при массе 22 кг, а их толстый нос вырастает до 10 см, спускаясь ниже рта. У самок нос меньше, но тоже по размерам превышает аналогичный показатель других обезьян. Носачи рождаются с обычным носом; гигантским он становится к наступлению половой зрелости, приблизительно к семи годам. В этой связи ученые предполагали, что орган играет какую-то роль в брачных отношениях приматов. Недавно эту версию удалось подтвердить.

Международная группа биологов, проводившая исследования как в зоопарках, так и в дикой природе, установила, что вокруг самцов с внушительными носами собирается гарем из многочисленных самок, тогда как обладатели скромных носов одиноки или возглавляют крайне небольшие группы. Дальнейшие наблюдения позволили сделать вывод о практической роли носа. Чем больше этот орган, тем громче звуки способен издавать самец. Призывные крики, разносясь на 200 метров, оповещают самок о присутствии сильного и здорового партнера, готового продолжить род. У более тихих особей шансов найти пару меньше.

Помимо размера носа, ученые измерили массу тела и объем семенников, и во всех случаях была найдена прямая корреляция: чем крупнее нос, тем больше оба других параметра. Таким образом, мощный и громко заявляющий о себе самец оказывается на более высокой ступени социальной лестницы: его сила отпугивает конкурентов, а сам он производит более здоровое потомство.

Эволюционные механизмы, лежащие в основе появления большого носа, до конца не выяснены. Очевидно, что в густом лесу рассмотреть размер носа издалека не представляется возможным, и здесь свою роль играет уровень звука. Но развился ли внушительный орган для привлечения самок криком, или же первопричиной была цель отпугнуть с территории других самцов, пока не установлено. А в мире тараканов, напротив, размер не имеет никакого значения.