Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Зачем павлин кричит и раскрывает "хвост"

24 августа 2015
/upload/iblock/a35/a35dee6edece69a1dc70dff4b550f7ec.jpg
Фото: wilson severino/Flickr.com
/upload/iblock/5a5/5a5dc345c2b2016a2d256a8b7f7c6d79.jpg
Фото: Daniel Ramirez/Flickr.com
/upload/iblock/401/40143d8cd20675b4c3307ba430d1bf20.jpg
Фото: Rose Mendoza/Flickr.com
/upload/iblock/fb2/fb2708364a96e2ec8c83cb9287a610be.jpg
Самка и самец павлинов.
Фото: Kenneth Lu/Flickr.com
/upload/iblock/0bd/0bdc45bd7bd48ce1835dc8e7d6408717.jpg
Настоящий хвост у павлина - небольшой.
Фото: Robyn Jay/Flickr.com
Павлин со своим пышным опереньем является одной из самых прекрасных птиц на планете – до тех пор, пока не начнет издавать звуки. Резкий голос павлина в сочетании с красотой его перьев сыграли большую роль в судьбе этой птицы.
Обыкновенный, или индийский павлин (Pavo cristatus Linnaeus) – самый распространенный вид павлинов. Он не подразделяется на подвиды, однако имеет целый ряд цветовых вариаций. Самки павлина сравнительно невзрачны, тогда как характерным признаком самца является яркое оперенье, которое ошибочно принимают за хвост. Гигантский красочный веер, который распушает павлин, состоит из 200 перьев, прикрывающих настоящий хвост. А этот орган у павлинов, напротив, совершенно невыразителен, невелик в размерах и состоит всего лишь из 20 перьев. В течение столетий человек держал павлинов как декоративную птицу. Но к началу XX века в Европе эта мода сошла на нет: неприятный голос, в сочетании с причиняемыми убытками в садах, не оправдывал удовольствия от созерцания. Сейчас эту птицу в полудомашнем состоянии можно встретить в Индии; в дикой природе он распространен в этой стране, а также в Пакистане и Шри-Ланке. Продолжительность жизни павлинов составляет около 20 лет. До полутора лет самки и самцы выглядят одинаково, но затем у мужских особей начинают разрастаться верхние кроющие перья, полностью формируясь к трем годам. Распушая их, самцы привлекают самок. Резкий «мяукающий» голос павлина также является частью брачных игр: он знаменует начало битвы за понравившуюся женскую особь. Впрочем, оба эти ритуала являются формальностью. Павлины полигамны: каждый самец живет с группой из 3-5 самок, а те, в свою очередь, свободно посещают партнеров из соседних «гаремов». В Индии павлин является национальной и священной птицей. Его мяукающий крик «мии-ау» здесь «переводят» как «минх-ао», что означает «Дождь, иди!». Для засушливой страны это важный призыв; в действительности же сезон размножения павлинов просто приходится на время, предшествующее сезону дождей.