№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Под горячую ногу: почему самцы диких животных нападают на детенышей

Науке известны случаи, когда самцы диких животных нападают на детенышей или даже убивают их. И у такой жестокости есть объяснение.

Забота о потомстве — одна из базовых черт, свойственных всем млекопитающим. Но иногда в дикой природе происходит совсем наоборот: взрослые самцы диких животных нападают на беззащитных детенышей. Казалось бы, такая жестокость абсолютно не оправдана — но на деле у нее есть свое объяснение.

Один из случаев жестокости к детенышам однажды наблюдали туристы, осматривавшие парк Аддо (Addo Elephant National Park) в ЮАР. Этот парк входит в тройку крупнейших в стране и в первую очередь известен благодаря слонам: на его территории обитает не менее 600 этих животных. Там также можно встретить буйволов, львов, гиен и других диких зверей.

Фото: Сергей Урядников

Туристы, приехавшие в Аддо на экскурсию, оказались рядом со стадом слонов и стали снимать их через окно автомобиля. В какой-то момент гости парка увидели, как как взрослый самец подхватывает детеныша и бросает его на землю. Затем он уходит, но возвращается и повторяет это несколько раз.

Предупреждение: видео содержит кадры сексуального возбуждения животного и насильственных действий в отношении детеныша. Мы не рекомендуем данное видео к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.

Как объяснили биологи, слона, по всей видимости, заинтересовала готовая к спариванию самка из той же группы, что и мать со слоненком. Самцу на видео примерно 20 лет, то есть он недавно (не больше трех лет назад), достиг половой зрелости и, вероятно, не может отличить запах самки в эструсе и молодой матери со слоненком.

Биологи допустили, что слон ошибочно принял слоненка за нужную особь, ориентируясь исключительно на запах.  Согласно другой версии, слон увидел в слоненке помеху к спариванию и отбрасывал его в сторону от самок.  Малыши после рождения проводят с матерью до четырех лет, на протяжении этого времени питаясь ее молоком, поэтому могут пахнуть похоже.

Фото: Сергей Козинцев

Конечно, случай в парке Аддо поражает своей жестокостью. Но порой дикие животные могут заходить еще дальше: среди млекопитающих встречается такое явление, как инфантицид — убийство детей. В дикой природе он может быть связан с половым отбором: самцы убивают чужих детенышей для того, чтобы самка «освободилась» и вновь была готова к спариванию. Такая тактика позволяет самцам передать потомкам именно свои гены, а не гены соперников, что и способствовало закреплению инфантицида в эволюции.

Фото: Roman Gots

Классическим примером являются львы: захватывая прайд, они убивают детенышей, рожденных от предыдущих самцов. Ранее инфантицид был зарегистрирован у некоторых представителей семейства дельфиновых (например, у афалин). У косаток такое поведение впервые было замечено в 2016 году: тогда взрослый самец со своей пожилой матерью убили чужого детеныша, чтобы «освободить» молодую косатку из другой группы.

В тот день ученые наблюдали за животными из двух неродственных семей: к одной принадлежала 46-летняя, уже не способная к размножению самка T068 и ее взрослый сын, к другой – молодая 28-летняя самка T046B1 с новорожденным детенышем.

Они перемещались на запад, в сторону океана, со скоростью 11-17 км/ч, причем пара косаток из первой семьи следовала за семейством с детенышем. Через три часа группы животных поравнялись. Ученые, находившиеся в катере неподалеку, заметили, что детеныш не выныривает рядом с матерью, чтобы сделать очередной вдох. Почти сразу после этого мимо их лодки проплыл самец из семьи T068, зажавший в пасти детеныша. Молодая самка преследовала его, в то время как старая самка T068 держалась между ними. Все же T046B1 удалось сделать выпад в сторону самца, схватившего ее детеныша; ученые заметили брызги воды и крови, поднявшиеся над водой.

Такое поведение биологи объясняют тем же половым отбором, хотя в тактике есть удивительное исключение: если не считать человека, это первое наблюдение среди животных, когда в нападении участвовал не только самец, но и его мать.