National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Зачем ученые осветлили листья сои?

12 января 2018
/upload/iblock/10a/10a63e46c34489789353f3d67dc5d8f4.jpg
Фото: Pixabay
/upload/iblock/1ae/1ae2c0db2c75ae7b16f6dafa6dc14c78.jpg
Фото: Pixabay
/upload/iblock/23f/23fec65d681c5e4c9d89aafa783d861d.jpg
Фото: Alfonso/Wikimedia Commons
Соя является одной из наиболее распространенных сельскохозяйственных культур. Спрос на нее растет год от года, и ученые нашли способ повысить эффективность ее выращивания.
Культурная соя (лат. Glycine max) с давних времен возделывается в Азии, Америке, Австралии, на островах Тихого и Индийского океанов, на юге Африки и Европы. Ее популярность обусловлена хорошей урожайностью, лечебными свойствами, высоким содержанием белка и витаминов. Она часто используется как недорогой и полезный заменитель мяса и молочных продуктов, что особенно востребовано в современном мире, где идею вегетарианства поддерживает все больше людей. Ученые давно работают над различными генетическими изменениями сои, направленными на увеличение урожайности или удалению вредных веществ – таких, как трансжиры. Результатом одной из подобных модификаций стала соя, устойчивая к гербицидам и пестицидам, что позволило эффективно бороться с сорняками без ущерба для урожая. Недавно биологи из Германии и США решили внести свой вклад в повышение производительности соевых полей. Они обратили внимание на то, что верхние листья у сои, как и у многих других растений, «жадные»: они поглощают очень много света, не пропуская его к нижним слоям. В результате растение тратит слишком много ресурсов для того, чтобы каждый из листьев развивался равномерно, что важно для формирования здоровых соевых бобов. Решив «осветлить» сою, ученые провели эксперименты с 70 сортами этой культуры. В верхних листьях на 20% было уменьшено количество хлорофилла, ключевого пигмента для процесса фотосинтеза.
/upload/iblock/301/3015e2654acb3b555973c4cdabbe76f2.jpg
Claire Benjamin/UIUC
Как оказалось, это не принесло растению вреда: напротив, после того, как свет стал поступать в нижнюю часть растения, оно начало потреблять на 9-30% меньше азота. А это, в свою очередь, позволяет удешевить процесс производства сои за счет уменьшения количества необходимых ей удобрений. В результате освободившийся азот можно использовать на другие сельскохозяйственные нужды. Кроме того, само растение, получающее естественный свет равномерно, развивается лучше и дает больший урожай на ту же единицу площади. Это открытие является очень важным с учетом прогнозируемого пищевого кризиса на планете.