National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Жабы-перфекционисты: половая жизнь возможна лишь в идеальной луже

Патриция Эдмондс
18 июня 2019
STOCK_NationalGeographic_1406357.jpg
Эта жаба была сфотографирована в Музее зоологии позвоночных при Калифорнийском университете (Беркли).
Фото: Джоул Сартори, проект PhotoArk
Оказывается, жабы весьма избирательны в выборе места для спаривания.

Самец иосемской жабы (Anaxyrus canorus) может спариваться как сумасшедший в течение двух недель ежегодно, но только поздней весной и лишь на влажных лугах на высоте 1500 метров в калифорнийских горах Сьерра-Невада.

Самец, издавая призывные трели, ждет в воде. Самка, привлеченная его зовом (по-латыни canorus – мелодичный), принимает ухаживания, если, конечно, сочтет лужу подходящей.

«У жаб есть четкие требования к месту, где они будут спариваться и откладывать икру», – объясняет эколог Кристина Льянг из Лесной службы США.

За шесть лет Льянг с коллегами изучили 143 лужи на 19 лугах и выяснили: жабы предпочитают те из них, где икра может оставаться с весны до позднего лета, пока не появятся головастики. Приемлемые лужи обычно пошире остальных и вода в них теплее (средняя температура 24,8°C против 21,7°C, которые земноводным пришлись не по нраву). Также предпочтение отдавалось более глубоким водоемам (впрочем, глубже они были менее чем на полсантиметра).

Для спаривания, рассказывает Льянг, самец забирается на спину самки, но именно она решает, где отложить икру, передвигаясь с самцом на спине в поисках подходящего места. После того как она вымечет икру, а он оплодотворит ее, самка уходит; самец же возобновляет трели. Численность иосемских жаб сокращается, и одной из причин тому может быть грибковая инфекция. Климатические изменения тоже важны: некоторые лужи высыхают прежде, чем головастики вырастут.

«Вид балансирует на лезвии бритвы, – считает Льянг. – Даже едва заметные изменения среды обитания могут привести к негативным последствиям».