Журнал №192, сентябрь 2019

Жуки-бомбардиры

Софья Демьянец
13 апреля 2012
/upload/iblock/100/100abc212cb23a66967a4aa55c544741.jpg
Жуки-бомбардиры способны выстреливать в недоброжелателя горячей смесью химических веществ.
Именно за такой необычный защитный механизм эти насекомые и получили свое название. Жидкость, которой бомбардиры поражают своего врага, состоит из гидрохинонов и пероксида водорода. Эти вещества производятся железами внутренней секреции, после чего они поступают через каналы в специальный резервуар. Перед выстрелом этот резервуар сжимается, и смесь выливается в реакционную камеру с плотными стенками. Там в результате экзотермических реакций (химических реакций, которые сопровождаются выделением теплоты) смесь нагревается до 100 °C. Также в камере появляется молекулярный кислород, который приводит к увеличению в объеме горячего вещества, после чего оно выбрасывается из отверстия на задней части брюшка наружу. Причем, кончик брюшка бомбардира подвижен, благодаря чему жук может достаточно точно направлять струю. Как правило, такая химическая атака состоит из нескольких следующих друг за другом выбросов смеси. Например, жуки-бомбардиры вида Stenaptinus insignis за один раз производят от 4 до 9 таких выбросов. На этом видео вы можете увидеть защитный механизм жука-бомбардира в действии: