Журнал №190, июль 2019

National Geographic Россия
04 января 2017
/upload/iblock/9ba/9ba7d81e0cb38df5718e0e7484d8e70a.jpg
Фото: Брайан Лехманн
Редакция Nat-geo.ru вспоминает все лучшее, что было на сайте в 2016 году.
1. С любимыми не расставайтесь «Просыпайся, Папа. Время обеда», — говорит Элизабет, и я оборачиваюсь на мгновение. Йокки, старший сын, объясняет отцу: «Она хочет сфотографировать тебя, Папа». Трогательная семейная сцена, которая могла бы происходить в любом уголке мира, если бы не один нюанс — муж Элизабет, бывший работник городской администрации, уже две недели как мертв. 2. Новые лица саудовских женщин
/upload/iblock/566/566278e2db8fa9b7b077ce4c7e84734c.jpg
@arej_photography
Жительницы глубоко консервативной Саудовской Аравии постепенно раздвигают границы представлений о том, что для них допустимо и пристойно. Скромное поведение в присутствии посторонних обязательно — это не обсуждается, однако некоторые дамы уже активно пользуются социальными сетями и выкладывают там свои фотографии. 3. Грифы: пожиратели мертвых
/upload/iblock/1f8/1f861cd021c4fba66fbcd915275cd213.jpg
Чарли Гамильтон Джеймс
Вряд ли на планете отыщется другая птица, на которую обрушилось бы столько клеветы. Грифы всегда считались живым воплощением алчности. Второзаконие и книга Левит нарекают стервятников скверными и предписывают сынам Израилевым гнушаться их. В своем дневнике 1835 года, во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль», Чарлз Дарвин называет грифа «отвратительной птицей» с лысой головой, «приспособленной для возни в гнили». Грифы буквально созданы природой для своей «нечистой» ниши — так, перед лицом опасности они способны вывернуть наружу содержимое желудка, чтобы быстрее обратиться в бегство. 4. Наука против ошибок следствия: как ДНК помогает раскрыть преступления
/upload/iblock/27a/27a80d2eff3c40062f9ff8aad357459b.jpg
Макс Агилера-Хеллвег
Традиционные методы криминалистики, которые обычно показывают в полицейских сериалах, разрабатывались и совершенствовались не то что десятилетиями — веками. Лишь один пример: отпечатки пальцев оставляли на документах вместо подписи еще во времена фараонов, а в криминалистике дактилоскопия применяется с 1891 года. В последнее десятилетие, однако, стало очевидно, что точность ряда криминалистических методов преувеличена. Если суд поверит ложному заключению эксперта-криминалиста, то невиновный человек может в лучшем случае отправиться за решетку, а в худшем — на тот свет. 5. Шел бы ты лесом: курсы выживания в дикой природе
/upload/iblock/1d4/1d479c91370ebf4a18915512ac04d080.jpg
Игорь Родин
“Я считаю, что городскому жителю необходима небольшая доля паранойи. Нужно подстраховываться! Чего далеко ходить: года два назад мужчина заблудился и замерз в парке «Лосиный остров», прямо в черте Москвы. Причем у него с собой был смартфон. Всецело рассчитывать на гаджеты — ошибка. Взять, к примеру, GPS — к нему в инструкции чёрным по белому написано, что прибор нельзя использовать как единственную систему навигации. Сбой связи, батарейка села, какие-то глюки, что угодно может быть — и все, ты совершенно беспомощен”. 6. Избегайте человека. Леопарды вернулись на Кавказ
/upload/iblock/916/91680657b2dcfa21f0e5f20bad301cde.jpg
Daniel Manganelli
«Для выпуска в природу мы готовили диких тигрят, которых находили в природе. Браконьеры отстреливали мать, и тигрята эти должны были погибнуть. Их видели люди, сообщали, туда выезжала специальная группа, и подбирала этих полудохлых тигрят. Мы построили специальный центр реабилитации тигрят, воспитывали их по специальной программе и вернули в природу в тех местах, где необходимо было воссоздать популяцию амурского тигра. Сейчас одна из таких тигриц уже принесла котят в природе, так что опыт у нас есть, и этот опыт реализуется и с переднеазиатским леопардом», — объясняет директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Вячеслав Рожнов. 7. Почему мы до сих пор не на Марсе
/upload/iblock/381/381a18f1b263062c56beeef248ddc0b5.jpg
NASA/JPL/Malin Space Science Systems
Первый правдоподобный план полета на Марс появился, как ни странно, благодаря роману блестящего ученого, когда-то работавшего на нацистов. После Второй мировой войны немецкий специалист по ракетной технике Вернер фон Браун, который позднее спроектирует ракеты Saturn для запуска кораблей «Аполлон», был рекрутирован в армию США и производил испытания немецких ракет «Фау-2» (V-2) в пустыне в Нью-Мехико. Фон Браун провел исследование и написал роман «Проект Марса» об экспедиции на Красную планету с экипажем на борту. «Главная идея, как мне кажется, заключалась в желании сбежать оттуда, где он находился», — говорит Дэвид Портре (David Portree), автор «Люди на Марсе», истории проектов NASA по отправлению человека на красную планету. В своем романе фон Браун давал детальное описание космического корабля, маршрутов и даже даты запуска ракеты. 8. Жизнь после смерти
/upload/iblock/fa7/fa775fbe29334bd528311fbba7ce9bf6.jpg
Линн Джонсон
В марте 2015 года малыш Гарделл Мартин упал в ледяной ручей и был мертв более полутора часов. Через неполных четыре дня он вышел из больницы живым и здоровым. Его история — одна из тех, что побуждают ученых пересмотреть сам смысл понятия «смерть». 9. Эволюция глаза
/upload/iblock/d1c/d1c5fdea3df61ad18eaddefad7804615.jpg
Дэвид Лииттшвагер
Преимущество насекомых в том, что их глаза устроены как камера для замедленной съемки. Поэтому две мухи могут преследовать друг друга в полете на большой скорости, а их глаза будут фиксировать до 300 «кадров» в секунду. Человеческий глаз способен уловить 50 в лучшем случае». (Нам кажется, что мы очень быстро прихлопываем муху газетой, а она видит, как неуклюжее существо медленно-медленно отводит руку, а затем медленно-медленно тянется к ней, и, понятно, успевает просчитать траекторию удара и скрыться). 10. Коллективная астрофотография
/upload/iblock/e99/e99afc440e99034b11d282ed86e3611f.jpg
Коллективный снимок галактики М101
Астрофотография — это искусство получения фотографий космических объектов: планет, комет, звезд, туманностей, искусственных спутников, галактик, — одним словом всего, что находится за пределами атмосферы нашей планеты. В астрофотографии можно выделить несколько направлений: лунно-планетная съемка, ночная пейзажная фотография и астрофотография объектов дальнего космоса. Различия между ними весьма существенны. Астрофотографы Юрий Звездный и Олег Милантьев рассказали «National Geographic Россия», чем фотосъемка объектов дальнего космоса отличается от наземной фотографии в привычном ее понимании.