Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
NG-клуб

Интервью с финалистами нашего фотоконкурса: часть пятая

Мария Смагина
16 января 2013
/upload/iblock/c46/c46a4889869dc2f11af475ea7d3caa54.jpg
Мы взяли интервью у финалистов конкурса «Дикая Природа России 2012» - у Дмитрия Жукова, победителя в номинации «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА», Сергея Клочева, призера в номинации «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА», и Игоря Головастова, призера в номинации «РАСТЕНИЯ».
/upload/iblock/463/463062e9688cb8eab1c5a33df32df7f1.jpg

Дмитрий Жуков, победитель в номинации «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА», автор работы «Инь и Ян»

Фотография сделана в Татарстане, в национальном парке «Нижняя Кама». Художественно сфотографировать светлячка я хотел давно. Светляк обыкновенный (Lampyris noctiluca) интересен тем, что это, пожалуй, единственный представитель семейства светляков, встречающийся в средней полосе России. Большинство видов этого семейства предпочитают тропики и субтропики. Именно самки светятся в темноте. Так они, бескрылые и нелетающие, привлекают к себе крылатых самцов. При свете дня самка - невзрачный червячок. Пройдешь и не заметишь. Но ночью обладательницы таинственного зеленоватого огонька преображаются: теперь перед тобой настоящее чудо природы. Я увлекаюсь природной макрофотографией, и ночная съемка для меня вызов. Макро и без того технически сложный жанр, а в темноте сделать качественный снимок на порядок сложнее. В темноте сложно сфокусироваться, сложно подготовить сцену (светящиеся самки пугливы и при малейшей тревоге гаснут и падают на землю), необходим "полный штиль". Да и жуков в наших краях мало - приходится их долго искать. В общем, далеко не каждый выход в ночной лес заканчивался успехом. При этом я хотел получить не просто качественный, но еще и красивый, художественный кадр. Основная техническая сложность - огромный перепад яркости между огоньком светлячка и окружающей темнотой. Но это решается применением дополнительного источника света (например, светодиодного фонаря), который выравнивает перепад яркости сцены и в тоже время не заглушает слабый свет жука. Моя идея заключалась в том, чтобы освещать сцену не спереди или сбоку, а сзади - снимать светлячка в виде темного силуэта на светлом фоне. Чтобы приглушить излишне яркое свечение светодиодного фонаря, был сделан самодельный рассеиватель из куска белого строительного изолона. Теплой июльской ночью 2010 года я отправился в ночной лес опробовать в деле придуманную технологию. При съемке первого найденного светлячка ничего не вышло. Жук не хотел позировать, был излишне подвижен, а вскоре от моих неосторожных манипуляций и вовсе упал глубоко в траву и погас. Примерно через километр пути по лесной дороге нашлась вторая модель, которая оказалась «сговорчивее». Расположив возле нее штатив со всеми возможными предосторожностями, я скадрировал сцену, насколько это было возможно в темноте (излишне включать свет я опасался, чтобы не вспугнуть жука), выставил приблизительные параметры съемки и приготовил фонарик. Мне предстояло одной рукой нажимать дистанционный спуск затвора, а другой почти наугад светить фонариком в кадр, стараясь круговыми движениями равномерно осветить сцену. Затем я возвращался к камере, убеждался, что параметры были выбраны неверно, или свет фонаря лег неудачно, и повторял все заново. Несмотря на первые неудачные дубли, я почувствовал, что действую в нужном направлении. Наконец, при просмотре одного из снимков, я увидел, что сложилась неплохая картинка: темный силуэт жука получился достаточно резко, а свет фонарика на фоне нарисовал причудливый спиральный узор, напомнивший мне известный символ китайской философии. Вдохновленный успехом, я продолжил съемку, но после пары очередных дублей неосторожно задел травинку с сидящим на ней жуком. Светлячок упал на землю и погас. В итоге тот кадр и оказался самым удачным. С тех пор я неоднократно пытался, если не превзойти, то хотя бы повторить успех той ночи. Безуспешно! Видимо, для удачной ночной съемки светлячка опыта и терпения не достаточно. Необходимо еще везение. Идея снимка - таинство продолжения рода, ради которого самки светлячков зажигают свои огоньки. Они, как маяки в ночи, помогают самцам отыскать дорогу к своим «суженым». Дополнительный смысл снимку добавляет случайно сложившийся узор фона, символизирующий единство и противоположность двух начал: женского и мужского, бескрылой Пенелопы-самки и крылатого Одиссея-самца, света и тьмы, микромира и макрокосмоса...
/upload/iblock/cbf/cbf3847f6a3a232a8ab532aa7b450d69.jpg

Игорь Головастов, призер в номинации «РАСТЕНИЯ», автор работы «Ледяное танго»

Чукотка. Декабрь. После нескольких недель сильных морозов пришел циклон, с ним пурга и оттепель. Когда метель утихла, мы поехали с друзьями покататься на снегоходах и поохотиться. На одном из склонов сопки мы выехали на поляну, где было много цветов с подтаявшими наледями. Я решил поснимать эти цветы. Свет был очень интересным. В такое время года на Чукотке солнце едва поднимается над горизонтом, и оно подсвечивало все красновато-розовым светом. Уже дома, посмотрев все фото на мониторе, я понял, что с одного ракурса этот цветочек с наледью сильно похож на танцующую пару. Название родилось тут же — «Ледяное танго». Снимки так и лежали у меня года два, пока я не решил отправить их на фотоконкурс.
/upload/iblock/018/0188b4393ba7a470fff19b53e57d3517.jpg

Сергей Клочев, призер в номинации «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА», автор работы «Сизое утро»

У меня есть блог, где я время от времени публикую свои фотографии. Через них я показываю, что за красотой не обязательно ездить за тридевять земель. Много красивого, интересного и даже удивительного можно найти прямо под боком. Большинство моих снимков сделаны рядом с домом. Не так давно по телевизору прошел сюжет о том, что жители одного дома в Санкт-Петербурге увидели под окнами на дереве спокойно сидящего ястреба. Поднялся переполох. Жильцы дома обзвонили кучу организаций, начиная от МЧС и заканчивая зоопарком, с просьбой срочно что-то предпринять — «дикая птица в городе!», и были сильно удивлены, когда им везде отказали, посоветовав оставить птицу в покое. Почему так вышло? Просто какой-то горожанин вдруг «поднял голову» и увидел ястреба! Такую птицу он не видел никогда, но не потому что она какая-то редкая в городе, а потому что он попросту никогда не смотрел. Снимок «Сизое утро» тоже сделан рядом с домом, точнее рядом с дачей в Ленинградской области, где в теплое время года я часто бываю. Летом самое интересное время съемки - раннее утро. Поэтому летом я всегда встаю рано и уезжаю до восхода в какую-нибудь сторону в поисках интересного кадра. Я не загадываю что-то конкретное: просто еду и смотрю. Но однажды я проспал. Уехать до восхода солнца куда-то подальше я уже не мог, поэтому поехал на близлежащие Сарожские озера. Много раз я проезжал по шоссейной дороге мимо них. Каждый раз, когда я с утра решал в какую сторону ехать, Сарожские озера первыми в списке не стояли. Казалось, что здесь-то я снять успею, лучше поискать в другом месте. Как видите, я тоже подвержен общей болезни, когда кажется, что «чем дальше уедешь, тем интереснее снимок». В тот день я снова убедился, что это не так. Когда я приехал на Сарожские озера, то просто влюбился в это место. Больше по утрам я не раздумывал, в какую сторону мне ехать. Сарожские озера раскинуты по болотистой местности. Три озера расположены совсем рядом друг с другом (их разделяет небольшая болотистая перемычка). Так как кругом много воды - болота, озера, туманы в этом месте не редкость. Но место открытое (гор и холмов в округе нет), поэтому туман здесь обычно держится только до восхода солнца. Момент, когда солнце только показывается над лесом, а ветерок уже погнал туман в сторону, самый замечательный для съемки. При этом за счет того, что здесь не одно озеро, а три, у меня есть несколько попыток, чтобы сделать удачный кадр. Ветер, согнав туман с одного озера, переносит его на другое и получается, что момент появления и исчезновения тумана повторяется несколько раз. Таких туманных снимков у меня сделано много, но мне они казались статичными. Хотелось их оживить. Самое простое — поймать в кадр какое-то движение, например, полет птицы. Но птицы летать в сумраке не хотели. Пришлось ждать и искать, знакомиться с местом. Много рассветов спустя мне удалось сделать кадр с птицами. Что-то или кто-то спугнул колонию сизых чаек, обосновавшихся на другом берегу озера, и две из них очень удачно вошли в кадр. Сарожские озера оказались для меня бездонным колодцем. Я на них был десятки раз и сфотографировал их со всех сторон. Но, несмотря на это, каждый раз они меня чем-то удивляют. Оказалось, что в небольшой бухточке, образованной болотистым берегом, обосновалась семья уток гоголей, а недалеко от них, в ивняке, что закрывает эту бухточку от посторонних глаз, живут кряквы. На болоте за озером обитают кроншнепы, птицы размером с курицу на длинных ногах, с большим изогнутым клювом. Когда они летят в тумане, то своим профилем напоминают птеродактилей. Где-то недалеко от озера трещит коростель. Правда, пока я так и не смог понять, где. Часто получалось, что я даже не распаковывал фотоаппарат. Просто сидел на берегу. Не хотелось двигаться, нарушать гармонию просыпающейся природы. Я думаю, у любого фотографа, снимающего природу, есть мечта — найти такое место для съемки, где каждый раз можно найти интересный объект: красивый вид, животное или что-то другое, что заставляло бы удивляться. Мне повезло, я такое место нашел. И оно находится рядом с моим домом. Читайте также интервью с победителем конкурса и призерами в номинации «ПЕЙЗАЖ», «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ», «ПТИЦЫ», «МАКРОСЪЕМКА» и «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ». В ближайшее время будут опубликованы интервью с другими победителями и призерами конкурса.