NG-клуб

Колонка Александра Грека. Этот мир уже никогда не будет прежним

Александр Грек
02 ноября 2015
Письмо главного редактора «National Geographic Россия».
Журнал №146, ноябрь 2015

Читать этот номер
Простой вопрос «в чем смысл жизни» обычно ставит людей в тупик. Легко отвечают на него лишь маленькие дети и ученые. Для биологов ответ состоит из двух слов: «в экспансии». И применим он как к отдельному индивидууму, так и к виду, да и к жизни вообще. Это плохая новость для защитников окружающей среды: следуя логике экспансии, несмотря на все энергосберегающие технологии, человечество будет потреблять все больше и больше энергии. Мы уже стали свидетелями перехода от химической к ядерной энергетике, не за горами термоядерная. В 1964 году советский радиоастроном Николай Кардашёв предложил метод измерения технологического развития цивилизации, основанный на количестве энергии, которое цивилизация может использовать для своих нужд, – это так называемая шкала Кардашёва. Цивилизация первого, согласно шкале, типа использует все ресурсы родной планеты, второго типа распоряжается энергией своей звезды, а третьего – своей галактики. Мы находимся в самом начале цивилизации первого типа, и у нас есть всего два варианта развития – либо двигаться вперед, расширять экспансию и потребление энергии, либо исчезнуть, как предыдущие формы жизни. Победят, без сомнения, сторонники первого варианта, ибо вторых просто не останется. И мы можем лишь пытаться минимизировать вред окружающей среде. Но этот мир уже никогда не будет прежним.

Всероссийский фотоконкурс «Широка моя страна»: покажите красоту любимых мест