Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №196, январь 2020
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
#ngarctic2017

Экосистема современного судна

Андрей Паламарчук
28 ноября 2017
/upload/iblock/a77/a770d8d0a5bd4fe9f1bedd7fc62d53fb.JPG
Выброс мусора за борт строго запрещен!
Фото: Елена Чернышова
/upload/iblock/369/369042c663e753f096abc2143a184b24.JPG
Сохранить океан в чистоте – обязанность судовладельца.
Фото: Елена Чернышова
Куда на корабле выбрасывают мусор – и выбрасывают ли вообще? Откуда на ледоколе пресная вода? Какие воды называют балластными, а какие – «льяльными»? Рассказывает наш главред Андрей Паламарчук.
Я, как человек, работающий в журнале National Geographic, сразу автоматически начинаю уважать учреждения, в которых установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. В этом плане «Федор Ушаков» мне приглянулся в первый же день. Я тогда еще не понимал, насколько все серьезно.
/upload/iblock/b51/b51848cf518d5608291bc37674b9abf8.jpg
Елена Чернышова Раздельный сбор мусора в столовой.

Мы на современном судне, все процессы на котором сертифицированы в соответствии с международными экологическими конвенциями. Все международные требования выполняются, а иногда и перевыполняются – по ряду параметров внутренние требования владельца судна, компании «Совкомфлот», строже международных. Но попробую обо всем по порядку.
/upload/iblock/280/28068fc157a92143a72642906b98e4df.JPG
Елена Чернышова Наглядная и очень доходчивая таблица.

На каждой палубе в общественных местах висят красно-зеленые таблички на двух языках. Это правила, регулирующие сброс мусора в море в соответствии с международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). Главное, что надо знать пассажиру – ничего нельзя руками выкидывать в море, на борту все подлежит утилизации: пластик отдельно, пищевые отходы отдельно, бытовые (включая бумагу) – отдельно.

Что происходит с мусором дальше? Пластик останется на судне – это очевидно. Бытовые отходы, кулинарный жир, твердый мусор – все это тоже будет утилизировано в порту.

Крупные пищевые отходы измельчаются до мелких фракций. Наш повар Владислав при нас запускал установку по измельчению пищевых отходов: из 30-литрового бака куриных костей, хлебных краюшек и мандариновых корок на выходе получалось меньше пяти литров сухого мелкого крошева, которое с удовольствием съели бы ваши аквариумные рыбки. Такой мусор можно выбрасывать за пределами 12-мильной зоны, он не нанесет ущерба биосфере.
/upload/iblock/2f7/2f71fb41df5dffc1d0f5820eaffa69f5.JPG
Елена Чернышова Вот этот сухой «корм для рыб» международные конвенции одобряют к выбрасыванию.

Помимо мусора, есть еще технические воды с содержанием нефтепродуктов – «замазученные», как называет их наш стармех Георгий Иванович Дерменжи. Еще для них существует официальное, очень красивое, название – «льяльные воды». В машинном отделении установлен Сепаратор льяльных вод – он очищает воду от примесей до допустимой концентрации, при которой воду можно слить в море. МАРПОЛ разрешает слив льяльных вод с содержанием 15 миллионных нефтепродуктов (0,000015 – это совсем немного, согласитесь), но «Совкомфлот» в своих внутренних требованиях еще жестче: 5 миллионных (0,000005). На оборудовании стоит сертифицированная система контроля, чувствительные датчики измеряют «замазученность»: если данные превышают ПДК хотя бы на долю, вода моментально автоматически сбрасывается... нет, не за борт, а в особый танк внутри судна. Отливной клапан также автоматически блокируется, и он устроен так, что его не откроешь снова: он блокируется с мостика специальным ключом. В компании существует специальная процедура, исключающая слив грязных вод.
/upload/iblock/e0f/e0fc94927039d2feb7556bb6ade776b0.JPG
Елена Чернышова Четвертый механик Денис Стеблин контролирует на судне все, что связано с водой.

Кстати, о воде. На борту установлен опреснитель, действующий по принципу обратного осмоса. Морская вода проходит через многоступенчатый фильтр и мощную ультрафиолетовую лампу, опреснитель, а затем попадает в минерализатор – большую синюю бочку, засыпанную, как мне сказал четвертый механик Денис Стеблин, целым комплексом полезных минералов. После этого ее еще раз обрабатывают ультрафиолетом – теперь эту воду можно пить. Вся установка, включающая в себя также гидрофорные насосы, занимает пространство размером с комнату и дает достаточно воды из расчета 150 литров в день на человека.
/upload/iblock/8b3/8b3820fa9fe9eda20b6cf77876fd1ceb.jpg
Елена Чернышова Денис запускает опреснитель в Беринговом море.

 Канализация устроена не менее хитроумно и многоступенчато: вакуумные насосы, биоустановка (два биотанка, в которых работают бактерии, добавляемые раз в пять дней Денисом; бактерии поедают биофлору). В результате многоступенчатого процесса очистки (от крупных фильтров до ультрафиолета) на выходе остается вода, которую можно сливать за 12-мильной зоной – ну, и твердые остатки, их придется везти до берега.

А ведь я еще ничего не сказал о системе, которая «разбирается» с оксидами азота в выхлопных газах! Если говорить очень коротко, то в атмосферу выходит азот (которого в воздухе и так 78%) и водяной пар.

А еще есть отдельная тема – балластные воды. Ученые давно заметили, что вместе с балластными водами, заливаемыми в трюм для повышения остойчивости судна, из одного океана в другой попадает планктон и личинки различных морских обитателей, оказывающихся инвазивными по отношению к местным организмам. Конвенция о контроле судовых балластных вод (BWMC), вступившая в силу в этом году, обязывает судовладельцев оснащать суда системами по очистке балластных вод. На «Федоре Ушакове» при заборе воды в балласт специальные фильтры отсеивают крупные фракции – планктон, рыбешек – и выкидывают их за борт, а мощная бактерицидная лампа убивает оставшиеся микроорганизмы. Теперь балластную воду из-под Мурманска можно сливать на Сахалине.

Спасибо старшему помощнику капитана Алексею Салихову, старшему механику Георгию Дерменжи и четвертому механику Денису Стеблину за помощь в подготовке этого поста.

Следить за ходом экспедиции можно на нашем сайте, а также на странице Андрея Паламарчука в Facebook и Елены Чернышовой в Instagram по хештегу #ngarctic2017.