Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Фотомастер

Богомол

Фотографии: Надежда Муравьева
10 ноября 2011
/upload/iblock/3e9/3e9493d2a2d61ba8a7a858ded45b0d43.jpg
Надежда Муравьева родилась в Москве. Окончила Российский государственный медицинский университет и ординатуру по специальности «Неврология». Работает детским неврологом в Медицинском центре Управления делами администрации президента РФ. Макрофотографией увлекается с 2004 года.
/upload/iblock/931/931af21142207455d5fe9553ca9b2f21.jpg
Древесные богомолы (Hierodula transcaucasica) в момент спаривания. Вторая, отвергнутая, самка, без особой надежды еще какое-то время наблюдала за процессом.
/upload/iblock/097/09756aec398825f1930d3c3fd677162a.jpg
Рождение богомола. Личинка протискивается между чешуйками оотеки, повисает на тонкой «ниточке», извивается, освобождаясь от пленок, и уже через несколько минут вполне уверенно и бодро бегает на тоненьких ножках.
/upload/iblock/97e/97e80ba3baca1e784c086343e2c36d99.jpg
Личинка эмпузы (Empusa fasciata). Еще пара линек, и она обретет прекрасные крылья и роскошные «усы».
/upload/iblock/78c/78c2bb5782ec5710e6aa4abe37b3ef21.jpg
Богомол Iris polystictica. Поза угрозы. Крылья широко раскрыты. Передние ноги готовы к броску и захвату добычи.
/upload/iblock/7ef/7ef80910fc3e2aa63e2caa776eb723db.jpg
Личинка Hierodula transcaucasica за обедом. Обычно богомолы начинают поедать жертву с головы, и та быстро перестает сопротивляться.
Фото: Надежда Муравьева
Страшно прекрасные. Богомол – уникальное насекомое, способное следить за объектом глазами благодаря очень подвижной голове. Он почти никогда не стремится спрятаться, напротив, будет разглядывать вас, забавно двигаясь, принимая различные «жеманные» позы, даже попытается потрогать лапками объектив, а то и заберется на руки.
Крым – царство богомолов! Весной растения здесь увешаны, как eлочными игрушками, шарообразными или вытянутыми оотеками (пенистая масса, содержащая от десятков до сотен яиц), из которых в положенный срок высыпается десант малюсеньких, но уже самостоятельных богомольчиков. Сначала между чешуйками оотеки показываются блестящие тeмные глаза, потом выскальзывает свитое оболочками тельце. Из одной оотеки выводится несколько десятков личинок, которые после шести-семи линек превращаются во взрослых красавцев, снабженных крыльями, у некоторых видов очень живописно раскрашенных. В момент угрозы насекомое принимает пугающую позу с полусогнутыми для стремительного броска мощными передними ногами и распахнутыми как паруса крыльями. Трапеза богомола – зрелище не для слабонервных: этот хищник может одолеть более крупное, чем он сам, насекомое. Съeмка богомолов не представляет особых сложностей благодаря их крайнему любопытству и смелости. Единственная трудность – застать этих чудесных насекомых в один из ключевых моментов их жизни. Южный берег Крыма с его многочисленными заповедниками – просто идеальное место для фотоохоты.