Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Фотомастер

Духов день: праздник Земли-именинницы

Текст и фото: Марина Маковецкая
26 июня 2018
/upload/iblock/21a/21ad2be79f5dbbac57520056c040be7d.jpg
Традиционно на Духов день окна домов украшают ветками березы. Согласно поверью, так хозяева чествуют прилетающие к ним души предков, приглашая погостить.
Фото: Марина Маковецкая
/upload/iblock/8d7/8d706a5c2a7e4b349faa85973f385296.jpg
Жителям села Борки Нижегородской области удалось сохранить живой неформальный праздник проводов весны и встречи лета на Духов день. Главная героиня – нарядная березка, которую участники шествия торжественно проносят через поле озимой ржи к реке.
Фото: Марина Маковецкая
/upload/iblock/b70/b705bdd8e71c2191503cef52ee54a6b9.jpg
Частушки и страдания под гармонь – неотъемлемая часть любых народных гуляний. Как бабочки слетаются на свет, так на звуки гармони стягиваются любители народного пения.
Фото: Марина Маковецкая
Ритуалы восточных славян прочно связаны с культом растений. Жители одного из сел Нижегородской области до сих пор раз в году поклоняются березе.
Полупустое, ничем не примечательное село Борки Нижегородской области оживает только раз в году, когда здесь собирается видимо-невидимо народу.

Случается это в мае или июне, сразу после Праздника Троицы, в понедельник, на Духов день. Праздник этот одновременно и народный с языческими корнями, и христианский. Другое его название Земля-именинница. По народному поверью, накануне, на Троицу, Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, заходит в дома. Считается, что в Духов день земля беременна урожаем, поэтому ее нельзя трогать: пахать, сеять, вбивать палки. Деревенские жители наряжают молодую березку, чествуют ее песнями и хороводами, затем топят в реке: это проводы весны и встреча лета.

Давно и прочно праздничные ритуалы восточных славян в Духов день связаны с культом растительности. И основной объект поклонения в них – береза. Она и символ женского начала, и с душами умерших связана, но главное – это счастливое дерево, которое приносит добро, оберегает от нечистой силы, изгоняет болезни. Поэтому на праздники березку и сегодня кое-где «завивают»: наряжают лентами, тряпочками или лоскутками. Но только в Борках ритуальное деревце может похвастаться настоящей одеждой и даже именем. Березку величают Дуняшей, а главный праздничный обряд получил название «топить Дуняшу». Существует и легенда о девушке Дуняше, жившей когда-то в Борках. По одной версии, Дуняшу, дочь местного барина, утопили за то, что согрешила с крепостным. По другой – барин сам влюбился в крепостную красавицу Дуняшу, чье сердце уже было занято. Тогда, чтобы избавиться от соперника, барин отправил парня в солдаты. С горя девушка утопилась на Духов день в местной речке – Варнаве. В честь той любви сложили песню. Праздник в Борках ею начинается, ею же и заканчивается.

/upload/iblock/046/0465041ce20a3d656df716339a50adbf.jpg
Праздничное пиршество продолжает обычай «кормить» землю. Самая уважаемая женщина, как правило, закапывала в землю понемногу разных вкусностей, приговаривая: «Земля-земелька, дай нам урожай!».
/upload/iblock/623/6235882526eba021fe3d3cdb5b97b860.jpg
Финальный обряд праздника – гадание на венках. Если брошенный в воду венок поплыл, это добрый знак.
/upload/iblock/85e/85e8f6583f03003e021b3fee2648412d.jpg
Несколько жителей из соседнего села Марьино со своей собственной Дуняшей спешат на праздник в Борки. Это уже традиция: ежегодно друзья берут отгул на работе, чтобы присоединиться к гулянью.
/upload/iblock/aa7/aa78e5ee0f15d499542c09a80c3cde4e.jpg
В Духов день слушают землю. По преданию, встав до восхода солнца и приложив ухо к земле, можно узнать ответы на свои вопросы и даже найти клад.


Легкое движение в Борках начинается накануне Духова дня у голубого, почти кукольного, домика с белыми резными наличниками на окнах и искусственной пальмой во дворе. Именно здесь из года в год мастерят Дуняшу, берегут и реставрируют ее наряд.

– «Эстафету» нам передал сосед, – говорит Татьяна Яковлевна Сорокина. – Раньше березку наряжали в его доме, а как вся семья умерла, так теперь мы главные по празднику. Сначала свекровь моя, потом я, а теперь дочь Наталья. Сколько себя помню, а мне 93 года, всегда в нашем селе топили Дуняшу. Только в войну праздник не отмечали – не до него было. А после войны опять вспомнили про Дуняшу.

– Надевали на березку то, что сами носили, – вступает в разговор Наталья. – Это сейчас у женщин халаты да платья, а бабушка моя до последних дней ходила в красной блузе, «поньке» (красной клетчатой юбке из шерстяной ткани), под понькой – белая «подставка» (нижняя юбка), а поверх всего – «запан» (фартук без нагрудника; так все замужние женщины одевались – девушки наряжались в сарафаны и «рукава» (блузу). На голове впереди «сорока» приподнята, сзади над косой – украшение из бисера. Ну и наушное украшение из гусиного пуха – «пушки». У нашей Дуняши только бисера не будет, а все остальное – честь по чести.

/upload/iblock/a2a/a2a9b3cfc18958938f5eeff64200ab74.jpg
Марина Маковецкая Благодаря празднованию Духова дня, старинные наряды бабушек и прабабушек раз в год обретают новую жизнь.


Первым делом надо определиться с березкой. Накануне утром муж Натальи привез из лесу сразу три деревца: на семейном совете выбрали самое «фигуристое». В обед Иришка, дочка местного культработника, разложив бумагу, карандаши и краски на капоте «Жигулей», нарисовала лицо Дуняши. Как только на улицу вынесли наряд, сразу стали подтягиваться соседи.

– Ой, нет, Наташа, такие плечи не годятся! – из дома напротив кричит Зинаида Михайловна. – Меня подождите!

Через минуту женщина уже включилась в процесс: «Плечи нужно сделать поуже, грудь приподнять, а бедра округлить».

Каждый хочет быть причастным к завтрашнему празднику. Через час у Сорокиных во дворе насчитывалось уже с десяток людей и пара собак.

Днем позже, не успело солнце подняться над Борками, сюда потянулись гости, многие в народных костюмах, из соседних деревень, из районного центра, из области и даже из самой столицы.

Перед тем как деревце бросят в реку, его торжественным шествием пронесут по селу, затем через ржаное поле, а потом «разовьют». В этом обряде нет ничего случайного. Почему, например, именно ржаное поле? Рожь здесь выращивают озимую, и есть примета: если на Духов день не пройти с Дуняшей через озимые, то урожая не будет. Береза передает силу созревающим злакам. А в реке ее топят, чтобы наполнить зерна влагой.

– Садил монах ой да мать-черемушку… – затянул зычный женский голос. Песню тут же подхватили остальные гости, и колонна неспешно двинулась по центральной улице Ленина, обрастая все новыми участниками. По традиции, впереди колонны идет мужчина с наряженной березкой в руках. Следом – гармонист и главные певуньи, обычно пожилые женщины.

...Однажды мне попался на глаза черно-белый снимок – кто-то из борковцев нашел его в своем сундуке. На обратной стороне дата – 1957 год. На снимке на фоне покосившихся домов с крышами из дранки видна улица, заполненная гуляющими людьми, взрослыми и детьми, нарядными и веселыми. В центре – по виду слегка нетрезвый мужчина с березкой. Фотография окончательно убедила меня в том, что праздник этот – не «реконструкция», не дань моде на неоязычество, а живая традиция, которая не прерывалась никогда!

В советские времена колхоз по случаю Духова дня сокращал рабочий день: доярки доили коров не вечером, а в обед и потом с чистой совестью отправлялись топить Дуняшу. Все колхозники получали по бутылке горячительного. Отдельной премией в виде дополнительной бутылки награждался «знаменосец». Работала полевая кухня. Люди собирались на праздник маленькими компаниями, в которых главным действующим лицом был гармонист. До позднего вечера с лугов доносились песни.

– Трава высокая всегда была, – вспоминает Татьяна Ивановна Абрамова, гармонистка, постоянная участница праздника. – Пока сидишь, вроде бы и нет больше никого вокруг. Поднимешься – все гуляющие видны. Расходились долго: ребята и девчата друг друга по очереди туда-сюда домой провожали.

Но у нас еще не вечер. Под гармонь и частушки шествие к обеду достигает берегов Варнавы. Здесь кульминация праздника. Вот с Дуняши скинули сарафан, следом пошли рубаха и головной убор, вот березка коснулась воды – и тут же вслед за ней с шумом и визгом, поодиночке и группами стали бросаться в реку отважные весельчаки, окатывая фонтаном брызг тех, кто остался на берегу. Мокрые и счастливые, они выбираются наверх – и снова плюхаются в воду, но уже прихватив с собой кого-то из сухой публики. Если погода теп-лая, мало кому удается избежать праздничного купания. И вряд ли кто-нибудь в этот момент помнит, что мокрое веселье – тоже часть старинного ритуала, один из способов призывать дождь. Дождик на Духов день обязателен. «Пусть не гром с молнией и не ливень, но хоть две-три капли да должны упасть на землю», – говорят местные жители. Я трижды была в Борках и всякий раз убеждалась в их правоте.

Праздник в таком, почти не испорченном, виде явление для Центральной России уникальное. Жители очень любят его и целый год ждут с нетерпением. Хочу надеяться, что так и дальше будет.
рекомендации
Ноутбук, компьютер

На что способен ASUS Zenbook Flip S? Рассказывает фотограф Иван Куринной

Звезда

Исчезающий вид: русский крестьянин

Звезда

Кто лыко вяжет? Как выживает древний русский промысел

Москва

Огни большого города с AZIMUT Hotel Смоленская: праздник с прекрасными видами на Москву

Вопросительный знак, вопрос

Безопасно ли оставаться дома? Устраиваем детокс для своей квартиры