Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотомастер

Камера-обскура: обыкновенное фоточудо

Текст: Том О`Нил Фотографии: Абелардо Морелл
07 сентября 2018
/upload/iblock/1fc/1fc880ce288bc0f896a04cfa35c11cd9.jpg
На фото – Бруклинский мост и Нижний Манхэттен.
Фото: Абелардо Морелл
/upload/iblock/a92/a921a1d123585e2127ce8fe26b7a1c03.jpg
Бруклинский мост.
Фото: Абелардо Морелл
/upload/iblock/1c5/1c57342438af74e019344f8b4f60a1f5.jpg
Цвет, форма, перспектива – все перемешалось в разноцветной головоломке, сотворенной Мореллом в гостиной одного венецианского дома. «Мне хочется, чтобы люди терялись в догадках, что откуда взялось», – говорит мастер, спроецировавший вид Гран-Канале на стену, где уже были нарисованы джунгли. Гипнотический хаос довершает тень от люстры.
Фото: Абелардо Морелл
/upload/iblock/cb4/cb443eb7b36ed11f3a1c88de4abcecf0.jpg
Благодаря камере-обскуре изображение национального парка Акадия (штат Мэн) как по волшебству преобразилось в живописное полотно – вид спроецирован на шероховатую поверхность земли под палаткой. «Я ничего не придумываю – запечатлеваю все как есть», – говорит Абелардо Морелл. Глядите: в кадр попала ножка штатива.
Фото: Абелардо Морелл
/upload/iblock/11e/11e61d62b113945a2eb8ecc3c7203518.jpg
Перевернутое изображение осеннего Центрального парка (Нью-Йорк) отобразилось на стенах и потолке. Фотография сделана при помощи камеры-обскуры. Затемните комнату, сделайте небольшое отверстие для света – и картины мира по ту сторону окна поселятся в вашем доме.
Фото: Абелардо Морелл
/upload/iblock/539/53906abdeae93cce45259b7f9345449f.jpg
Великолепная оптическая иллюзия: византийский фасад собора Сан-Марко (Венеция, Италия) уместился в кабинете, расположенном в здании напротив. Здесь очевиден намек на работы Каналетто, художника XVIII века, который нарисовал такой же вид с помощью камеры-обскуры. Морелл считает, именно в этой комнате Каналетто проецировал на бумагу изображения, которые затем обводил.
Фото: Абелардо Морелл
Глядя на эти работы, зрители теряются в догадках: что изображено на фотографиях и как получились такие снимки?
...Когда свет проникает в темное пространство сквозь крошечное отверстие, происходит нечто таинственное и удивительное. Аристотель описал это явление еще в IV веке до нашей эры, в Италии эпохи Возрождения его зарисовал Леонардо да Винчи. В конце XIX века в Кони-Айленде и на других приморских курортах выстраивались очереди из желающих увидеть волшебные превращения. Мы же перенесемся в 1988 год, в классную комнату одного из художественных колледжей Бостона.
Однажды солнечным днем Абелардо Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану.
Преподаватель вводного курса фотографии по имени Абелардо Морелл закрыл окна черной полиэтиленовой пленкой (в классе стало темно, как в пещере), проделал в занавеси дырочку размером с монетку – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану. На ней появились расплывчатые очертания людей и машин на Хантингтон-авеню. Изображение было перевернутым: небо лежало у пола, мостовая оказалась под потолком. Что произошло?


Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру (в переводе с латыни – «темная комната»). По всей видимости, это самый древний из известных человеку инструментов получения изображений – и далекий предок фотокамеры.

/upload/iblock/f66/f665a5a3feafa1b9baff1a4fa064546d.png

 Яркое, словно сон, и очень резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена материализуется над святыми простынями. Чтобы получить яркое и резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена, Морелл установил свою фотокамеру в комнату-обскуру и оставил затвор открытым на пять часов. Вдобавок он использовал призму, чтобы перевернуть изображение.

 Самое сложное в камере-обскуре – это оптический принцип, на котором основано ее действие. Изображения попадают в камеру так же, как в человеческий глаз: через небольшое отверстие и в перевернутом виде. Свет проникает в отверстие под углом, и лучи, отраженные от верхних частей объектов, направляются вниз, а те, что отражаются от объектов, находящихся у самой земли, устремляются вверх. В темном пространстве камеры лучи пересекаются – и вид переворачивается. Если изображение, которое попадает к нам в глаз, корректирует мозг, то картинку в обычной фотокамере переворачивает зеркало.

Портативная камера-обскура – ящик с дырочкой, снабженный линзой, – обрела популярность в XVII веке. Художникам она служила вспомогательным инструментом; ученые стали использовать её для наблюдения за солнечными затмениями. В начале XIX века придумали, как поймать спроецированное изображение: к задней стенке камеры-обскуры приставляли обработанные химическими веществами листы бумаги или металлические пластинки. Так родилась фотография.

Для Абелардо Морелла, профессора фотографии, тот опыт в классной комнате стал настоящим откровением. Увидев восхищенные глаза учеников – молодых людей, отлично подкованных в науке и технике, – он понял: в этом явлении есть нечто необычайно привлекательное.

Первый проект Морелла, задуманный как наглядное пособие для учеников, заключался в том, чтобы сфотографировать принцип работы камеры. В результате в 1991 году появилась работа «Лампочка».

/upload/iblock/488/48849cdc3a6e49ea46934ac0b976f24b.jpg
Абелардо Морелл Перевернутый призрачный образ, копирующий настоящую лампочку, появляется внутри коробки из-под винных бутылок. Эта фотография Морелла показывает, как в камере-обскуре возникает изображение.


 Затем Морелл попытался заснять призрачный образ, который появляется в комнате, превращенной в камеру-обскуру. Насколько ему было известно, такого никто еще не делал. Несколько месяцев ушло на техническую подготовку: надо было рассчитать размер отверстия для света, чтобы обеспечить одновременно и яркость, и резкость, а также определить правильное время выдержки.

Оставалось найти комнату с хорошим видом из окна. Выбор пал на дом фотографа в Квинси, пригороде Бостона. Морелл установил широкоформатную фотокамеру на штатив в спальне сына, куда проникал лишь тоненький лучик света, и открыл затвор. Затем он вышел из комнаты и стал ждать. Восемь часов. Результат оказался завораживающим. На проявленной фотографии над детскими игрушками нависали перевернутые деревья и дома – словно в волшебной сказке. «Я чувствовал себя так, словно сам изобрел фотографию», – вспоминает Морелл.

Впоследствии Абелардо запечатлел самые разные виды: от панорам Нью-Йорка до итальянских пейзажей, а также перешел от черно-белых снимков к цветным и начал переворачивать изображения с помощью призмы. Сменив пленку на цифровой сенсор, он сократил время выдержки с нескольких часов до минут, что позволило улавливать тени, облака и другие мимолетные атмосферные явления.

Самому Мореллу больше всего нравятся работы, сделанные с помощью палатки без пола – переносной камеры-обскуры, с которой он поднимался на крыши домов. А еще такую «камеру» Морелл устанавливална улицах и в парках, чтобы создавать изображения прямо на земле.

 В работах Абелардо Морелла смешивается реальное и фантастическое. Они позволяют взглянуть на мир в новом свете.

/upload/iblock/1bd/1bda7016a9f7196ef6e8da851cedbf0d.jpg


Открыточный вид Бруклинского моста становится более «шершавым», когда Морелл проецирует изображение на покрытую толем крышу. Экспериментируя с настроением и текстурой, фотограф превратил в камеру-обскуру палатку без пола. Свет, проникающий в похожее на перископ отверстие, рисует на земле изображение «с оттенком старины», как говорит Морелл.