Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Фотомастер

Как фотографировать с помощью микроскопа

National Geographic Россия
27 июня 2015
/upload/iblock/557/557979108f5c732710628d2670e42260.jpg
Огромные глаза позволяют самцам поденок прекрасно видеть при слабом освещении.
/upload/iblock/2f3/2f3acfdffae107cc328ec11b066956b8.jpg
У плодовой мушки сложные фасеточные глаза: множество плотно прилегающих друг к другу линз, сквозь которые насекомое видит мир словно через решетку. Щетинки, по предположению ученых, служат для защиты линз от пыли: век у плодовых мушек нет.
/upload/iblock/4a9/4a9ce99f52c912dd1f10f98c1206a8c7.jpg
Книжный ложноскорпион (книжным его назвали за привычку селиться в старых фолиантах), обладает примитивными глазами с небольшим количеством рецепторов. У некоторых видов вообще нет внешних глаз, и они различают свет с помощью расположенных под кутикулой рецепторов.
/upload/iblock/87d/87d64e3365262452316c01b1d2417a53.jpg
У паука-скакуна аж восемь глаз, дающих ему обзор почти в 360 градусов. Строение сетчатки этого паука позволяет ему измерять дистанцию до потенциальной жертвы. Маленький хищник способен прыгать на расстояние в 10 раз больше собственного размера.
Фото: Мартин Эггерли.
Фотографа Мартина Эггерли называют микронавтом за его пристрастие к съемке мелких объектов с помощью сканирующего электронного микроскопа.
Глаз – совершеннейший инструмент. Меня всегда интересовала эволюция этого органа, то, как он менялся, приспосабливаясь к новым условиям. У самца поденки, которого вы видите на фотографии, есть три маленьких простых глаза и пара огромных фасеточных глаз в форме тюрбана, каждый из которых состоит из многочисленных глазков и разделен на две доли. А вот ротовые органы у него не развиты – если ты живешь всего один день, есть тебе необязательно. Поэтому совершенно необходимы огромные глаза – чтобы в тусклом свете сумерек найти самку, прежде чем ты умрешь. Я занимаюсь исследованиями в области онкологии и попутно работаю научным фотографом. Коллеги называют меня Микронавтом. «Микро» – потому что я люблю снимать очень мелкие объекты с помощью сканирующего электронного микроскопа. А «навт» добавился оттого, что я чувствую себя астронавтом, который, вооружившись микроскопом, летает в своем микрокосмосе, совершая разные открытия. Микроскоп снимает в черно-белой гамме, и у меня уходит около недели, чтобы сделать фотографию цветной. Подобные снимки не только важны для науки, но и очень красивы.