Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотомастер

Пещерный человек

Виктор Лягушкин
02 ноября 2011
/upload/iblock/e7a/e7ae19ebb13ce5a29f51adc404b956bb.jpg
Виктор Лягушкин в пещере Геологов-2. Все фото – Пермский край.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/338/3384f13d0808f81c8954f1abfdb59f69.jpg
Кунгурская пещера, грот Великан. Проклятье пещерных фотографов: чтобы оценить масштабы пещеры, в кадре необходимы люди. А на снимках, принимающих участие в конкурсах природной фотографии, людей быть не должно.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/dff/dffba6a3e4695791019d908f4f025baa.jpg
Ординская пещера. Старый красноярский ход. Веревка на фотографии – ходовой конец, без которого при потере видимости из пещеры не выбраться.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/122/1221f5d3a7136d291a19e647f4ae92ef.jpg
Ординская пещера. Большой зал, развилка «Крокодил». Такая прозрачность сохраняется, если почти не двигаться, а плыть, словно в невесомости. Одно резкое движение – и со дна поднимается взвесь, которая будет оседать не меньше 10 часов.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/40a/40a6891670bb2114af66d6539ee665f7.jpg
Кунгурская пещера, грот Данте. В пермский период гипсовый монолит был дном моря. Теперь это потолок пещеры. Такие пещеры изнутри выглядят как большие свалки строительного мусора.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/f11/f11eb832c4b1ec833671ab70671980be.jpg
В Священной пещере вогулов представители народности манси (потомки вогулов) недавно установили своего идола.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/a11/a11379c9a49bdb72f54b9fdc54ca8127.jpg
Пещера Кизиловская, грот Белоснежный. Так выглядит известняк, промытый водой.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/b3d/b3dc30693ceb576cf4beaed2ca9fdc89.jpg
Волчья яма (пещера имени Варсонофьевой). Это все, что осталось от некогда протяженной пещеры, в которой, по поверьям, было озеро, а в нем, на острове, стоял сундук с кладом.
Фото: Виктор Лягушкин
Виктор Лягушкин, художник-декоратор по образованию, однажды, во время поездки в Мексику, «заболел» подводными пещерами. Когда в 2003-м году Виктор взял в руки подводную камеру, он еще не знал, что подводная съемка в пещерах вскоре станет его главным увлечением и любимой работой.
Под землю меня загнала нужда. Вообще-то, я окончил Театральную академию по специальности «художник-декоратор» и даже проработал три месяца. Когда нужда стала крайней, попытался устроиться на работу в журнал. С моей внешностью меня охотнее всего брали в автомобильные издания, где требовались фотографы в экстремальные тест-драйвы на внедорожниках. Так я стал работать в «4x4 Club».
Спелеологи, которые знают каждый выступ на ощупь, как правило, не узнают знакомых подземелий на снимках. Только фотографы показывают пещеры во всей красе.
Во время одной из съемок предложили нырнуть с аквалангом. Нырнул, обучился и стал снимать для дайверских журналов тоже. В 2003 году освоил технический дайвинг. А потом попал в Мексику, потерял там паспорт, билеты, деньги – пришлось девять месяцев зарабатывать на обратную дорогу. Поскольку я уже был дайв-мастером, устроился гидом в подводных пещерах на Юкатане – настоящий рай для спелеодайверов. В Россию я вернулся тем, чем являюсь теперь. Думаю, я четвертый в мире подводный пещерный фотограф. А всего их десятка два, не больше. Пещеры – это другой мир, который ты сам и рисуешь. Ты же не видишь всей пещеры – только маленькие кусочки, выхватываемые лучом фонарика. Спелеологи, которые буквально живут в пещерах и знают каждый выступ на ощупь, как правило, не узнают знакомых подземелий на снимках. Только фотографы показывают пещеры во всей красе – по-другому полностью увидеть их невозможно. Настоящая светопись. И очень трудозатратное дело. Фотоштативов под водой нет, вместо них – дайверы со вспышками. Перед погружением мы тренируемся и добиваемся синхронности. Потом ныряем, с ходу делаем один кадр (тут же поднимается взвесь), и ничего не получается – кто-нибудь непременно светит не туда. Выныриваем, проводим разбор полетов, вновь тренируемся и на следующий день опять ныряем. И так, пока не получится нужный кадр.