Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотомастер

Съемка природы

Текст и фотографии: Константин Михайлов
14 апреля 2012
/upload/iblock/bc8/bc8355125a7b95c64247bf88d83b1c03.jpg
По реке Синей, притоку Лены, стоят суровые стражи – каменные столбы (природный парк Ленские столбы, Якутия). В лучах заката они словно купаются в золоте.
Фото: Константин Михайлов
/upload/iblock/45a/45aeb377cd47ab2ad537a0a0518bf679.jpg
Каньон Хермин-Цав (Чертовы обрывы) на юге Монгольской Гоби. Клонящееся к закату солнце «зажигает» песчаник, и он «пылает» в течение 5–10 минут. Грозовое небо – редкое явление в пустыне.
Фото: Константин Михайлов
/upload/iblock/3d8/3d846b0bf10c8a2b1e7e0adeebd737ed.jpg
Муруджинские озера в Тебердинском заповеднике – учебная иллюстрация к тому, что такое кар – чашеобразное углубление в верхней части гор.
Фото: Константин Михайлов
/upload/iblock/eaa/eaab44d229d9fe89b0dfd3343573683b.jpg
Каньон Нэмэгт – один из самых величественных в Монгольской Гоби. Это творение воды и ветра похоже на скопление буддийских храмов.
Фото: Константин Михайлов
/upload/iblock/d74/d74fd094e3e380b9e5f9a3cfa4fcf7b3.jpg
Гималаи прекрасно смотрятся сверху перед восходом солнца. Вид на боковые хребты Дхаулагири с Пунн-хилла, кадр из серии «Гималаи глазами Рериха».
Фото: Константин Михайлов
/upload/iblock/598/5984c0a36e541d5f9ebd137018faff99.jpg
Покрытый трещинами ледниковый панцирь горы Эльбрус не тает и в середине июля (национальный парк Приэльбрусье).
Фото: Константин Михайлов
Константин Михайлов – фотограф и биолог, летописец природы. Его очерк об удивительной реке Бикин открыл рубрику «Русским маршрутом» журнала «National Geographic Россия» (октябрь 2003 года). После этого Михайлов ещё дважды печатался в нашем журнале: сначала вышел его очерк о работе российских палеонтологов в пустыне Гоби, а в марте 2007 года – очерк о природном парке Ленские столбы. Увидеть изумительную красоту ландшафтов России можно и на авторском фотосайте Михайлова.
Съемка природы – широкое понятие. На его полюсах – анималисты (фотоохотники за птицами, насекомыми, зверьми) и пейзажисты (фотохудожники, снимающие картины природы). На самом деле они снимают «всего понемногу», но у каждого есть приоритеты. Я более всего люблю ландшафты. В созерцании океана тайги, бескрайней пустыни, горных ущелий, альпийских цветников и скальных высокогорий есть что-то эпическое, завораживающее, возвращающее к первозданной красоте Земли, на которой еще не было меняющего ее человека. Такая съемка – процесс длительный, не суетный. На поиск нужных точек уходят дни тяжелых маршрутов и часы ожидания подходящего света, так что натурфотограф всегда в меру аскет, готовый жить и работать в условиях, близких к экстремальным. Еще он должен хорошо знать географию, животный и растительный мир – от этой информации зависит выбор объекта, места и времени съемок.
В созерцании океана тайги, бескрайней пустыни, альпийских цветников и скальных высокогорий есть что-то завораживающее, возвращающее к красоте Земли, на которой ещё не было меняющего её человека.
Мальчишкой я рисовал животных и мечтал работать в заповеднике. Выбрал стезю полевого зоолога, с экспедициями и возможностью увидеть самые дикие уголки России. Но однажды четко осознал: фильм и альбом могут изменить отношение людей к природе быстрее, чем множество научных статей. Твердое решение созрело во время экспедиций от Национального географического общества в бассейны рек Бикин и Хор, которыми я руководил. Наука отчасти осталась в прошлом, я сосредоточился на фотографии. Начались съемочные проекты в Сихотэ-Алине, на Байкале, Кавказе и Алтае. Удалось поснимать Ленские столбы в Якутии, ненецкую тундру, пустыню Гоби, Гималаи.