Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотомастер

Сергей Горшков: "Меня называют медвежьим человеком"

Евгений Ивченко
30 декабря 2015
/upload/iblock/8bb/8bbf74914e3ed172e1eac65fa537f3ec.jpg
Мы нашли 4 львов, которые брели вдоль воды. Мы ехали на машине за ними и наблюдали. В какой-то момент они резко остановились и стали прислушиваться. Оказалось, что в зарослях около нашей машины был буйвол. На этом кадре заснят момент прыжка львицы за мгновение до того, как прятавшийся бедняга был убит.
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/a79/a7941bb2238e133535e8058259cd60cb.jpg
Граница между Намибией и Анголой. Водопад на реке Кунене – один из самых красивых водопадов Африки. Я тогда пролетел всю Африку на вертолете за две недели. Было сделано много отличных фотографий, и эта одна из них.
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/d82/d8212ee652821fb7679d6db5c5bc4c18.jpg
Самый высокий водопад России с прямым падением воды. Лететь до него почти два часа из Норильска на вертолете. Я прилетел туда специально, чтобы снять два кадра. Около трех лет я пытался попасть туда, все ждал нужную погоду, и, наконец, мне повезло.
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/f47/f47a918363da9824be27a0aec598693e.jpg
На фотографии запечатлено около 30 медведей. Вокруг было еще порядка 100 особей, которые поджидали выброшенных на берег моржей. Лежбище моржей защищали отвесные скалы, но не всем там хватало места. Моржи регулярно давили друг друга, и мертвые особи становились добычей для медведей. Здесь видно, что на этом пиршестве собрались и самки с детёнышами, и одинокие самцы, что бывает крайне редко.
Фото: Сергей Горшков
Фотограф-анималист Сергей Горшков рассказал, что скрывается за идеальным кадром и как медведи научили его правильно снимать.
- Кто был первым хищником, попавшим в объектив вашей фотокамеры? Было ли вам страшно? - Как ни странно, первым хищником у меня был медведь. Как такового страха я тогда не испытал. Ни тебе адреналина, ни каких-то особых чувств. А вот когда снимал в первый раз леопарда, руки, конечно, тряслись. Так, что я даже камеру в руках не мог удержать. Особенно тяжело было в первые 2-3 минуты, пока я не успокоился, наконец, и не начал снимать. Фотографируя медведя, я никогда такого не испытывал. Видимо, у русских людей природой заложено особое отношение к этим косолапым. Многие меня называют медвежьим человеком. Мне кажется, это не так. Хотя не стоит отрицать, что медведи положили начало моей карьеры. Я искренне благодарен им за те уроки, которые они мне преподнесли. Можно сказать, что именно эти животные научили меня правильно снимать. - Вы, пожалуй, самый главный эксперт в нашей стране по съемке медведей. Поделитесь практическими советами. Как вам удается ловить такие уникальные моменты из их жизни? - Медведь – это, пожалуй, одна из самых распространенных моделей для анималистов. И у нас, и в Америке есть определенный набор правил. Во-первых, нужно обязательно держать дистанцию и не лезть на рожон. Ни в коем случае нельзя подкармливать медведя, провоцировать его; медведь не то животное, с которым можно играть в такие игры. Чтобы получить хороший снимок, не стоит бегать за медведем, чем грешат многие фотографы. Нужно выбрать определенное место, где вы уверены, что он точно появится, и ждать его там. Рано или поздно он придет на этот камушек, на эту корягу, на этот поворот реки, и вы сможете получить уникальный кадр.
/upload/iblock/2a8/2a817de0396a2450798da2daa645ee8d.jpg
Есть только два места в мире, где собираются такое количество медведей: река Брукс в США и как раз река Камбальная на Камчатке. Я прожил там месяц, наблюдая и фотографируя медведей, и это один из лучших снятых мною кадров.
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/3bd/3bd52c39ab2dc2090e001a1312e53595.jpg
Это первый и, по-моему, единственный кадр, на котором бурый медведь заснят наполовину в воде. Зверь находился от меня буквально на расстоянии вытянутой руки. Сейчас фотографы используют различные дистанционные приспособления. Это же фотография ценна именно непосредственным контактом с животным.
Фото: Сергей Горшков
- А в какое время года стоит снимать любящего проспать всю зиму зверя? - Весной медведи больше всего боятся и сторонятся людей. Особенно это касается самок с медвежатами, да и взрослые самцы не идут на контакт. А вот в августе, когда начинается нерест лосося, они полностью увлечены своей рыбалкой и никак не реагируют на человека. Это, пожалуй, самое удобное время для съемки. Они бегают, прыгают, играют, догоняют рыбу, дерутся между собой за нерестовые участки реки. Тут фотографу нужно просто найти место, где он собирается снимать, и досконально его изучить. - Как вы предпочитаете снимать: прятаться и ловить кадр из засады? Или же четко даёте понять медведю, что вы тут и ничем ему не угрожаете? - У меня есть четкая позиция – я никогда не прячусь от медведя. Он обязательно должен знать о моем присутствии. И тогда из 100 медведей, например, 90 убегут, а 10 останутся. Из них пять будут соблюдать дистанцию, 3 медведя не будут обращать на вас внимания и только 2 будут достаточно наглыми, чтобы попытаться выдавить вас со своей территории. В этой ситуации нужно четко обозначить свои границы, дать понять, что ты здесь доминант – и тебя с твоей территории никто не сдвинет.
/upload/iblock/14b/14b433573cc9e7f0571e71e39c35dae2.jpg
Взрослый лев прямо на глазах всего лагеря убил буйвола и ночью перетащил его в болото, куда приплыли крокодилы. Условия для съемки были не самые лучшие, однако действие происходило в 40 метрах от моего балкона, и потому кадр получился таким удачным.
- Важно ли иметь профессиональное образование? Быть биологом, например? - Образование тут не является определяющим фактором, однако необходимо иметь полное представление о животном, которое ты снимаешь. Ты должен знать, что с ним происходит в то или иное время года, почему он совершает те или иные действия. Это, во-первых, просто интересно. Я, например, всегда интересуюсь объектом, который снимаю и стараюсь проводить возле него много времени. - Что важнее для удачного кадра: везение или кропотливая работа? - Это, конечно, совокупность всех факторов. Ты можешь случайно поймать удачный момент, и это происходит довольно часто. Однако если ты поставил перед собой цель сделать определенный кадр, то нужно быть готовым, что тебя ждет впереди долгая кропотливая работа. Однажды я снимал на Камчатке и целенаправленно искал кадр, в котором нерка выпрыгивает перед мордой медведя. Так вот я потратил больше двух недель, чтобы поймать этот драгоценный кадр. Она выпрыгивала слева, справа, сзади, но перед мордой капризная рыба выпрыгивать никак не хотела. В первый день я поймал тот кадр, который меня более или менее устраивал, и уже все последующее время провел в тщетных попытках этот кадр улучшить, но безрезультатно. Конечно, идеальных снимков не бывает, и всегда можно придраться к какой-то веточке, палочке, но со временем понимаешь, что это лучший кадр, который ты сейчас можешь снять.