Журнал №190, июль 2019

Североамериканский мохноногий сыч (Aegolius acadicus), США
/upload/iblock/e4d/e4de85cfcd081445552b1bdd3c9e0f4f.jpg
Синий черноухий пересмешник (Melanotis caerulescens), Мексика
Фото: Тодд Форсгрен
11 лет назад на утренней пробежке в парке Тодд Форсгрен заметил квакву, запутавшуюся в ограждении из сетки-рабицы. Вид птицы на фоне переплетенной проволоки так поразил Тодда, что ему в голову пришла идея: новый метод фотосъемки пернатых.
«Я увлекся птицами, познакомившись с работами Джона Джеймса Одюбона и Роджера Тори Питерсона, – рассказывает Форсгрен. – Вдохновленный той кваквой, я решил сделать серию фотографий, которые сочетали бы красочность иллюстраций Одюбона и прагматичность зарисовок Питерсона». С 2006-го по 2014 год Тодд путешествовал по Северной и Южной Америке вместе с профессиональными орнитологами, фотографируя птиц, пойманных с помощью «паутинной» сети – тонкой ткани, натянутой между двумя столбами. За несколько лет ему удалось сфотографировать 57 видов, обитающих в континентальных штатах, Пуэрто-Рико, Мексике, Коста-Рике и Бразилии. А первой его моделью стала белоголовая зонотрихия из Калифорнии. Ученые, работающие с «паутинными» сетями, регулярно проверяют их – как правило, каждые 20–30 минут. Брюс Питерджон, директор Лаборатории по кольцеванию птиц при Патуксенском центре исследования дикой природы Геологической службы США, говорит, что это весьма эффективная методика отлова птиц для изучения. По его словам, при использовании «паутинных» сетей лишь менее одного процента птиц получают травмы или умирают (чего не скажешь об охотничьих сетях, которые часто устанавливаются незаконно).
/upload/iblock/4c7/4c7803d9863c7732a4434566df702d2c.jpg
Лимонный певун (Protonotaria citrea), Коста-Рика
/upload/iblock/f53/f536be8e5e1a6183bda6326f4dfa6b2a.jpg
Ласточкохвостый красноногий манакин (Chiroxiphia caudata), Бразилия
/upload/iblock/2ec/2ec73d5e8c5e59e4b66fd3ca0dfcaac9.jpg
Алая пиранга (Piranga rubra), Коста-Рика
/upload/iblock/981/98184e5103cf27ece8d93d3ed06078be.jpg
Белоголовая зонотрихия (Zonotrichia leucophrys), США
Фото: Тодд Форсгрен
…Когда птица поймана, Форсгрен начинает быстро готовить оборудование. Он использует белую ткань в качестве фона и рассеянное освещение, чтобы на фотографии не было теней и бликов. По окончании съемки опытные работники по отлову птиц осторожно освобождают пленницу, измеряют и взвешивают, определяют, к какому виду она принадлежит, и иногда снабжают кольцом с номером. А затем – отпускают. Изучая пернатых подобным способом, ученые могут узнать такие важные данные, как, например, маршрут миграции певчих птиц или причины сокращения популяции того или иного вида. Форсгрен надеется, что его работы смогут заинтересовать людей и заставить их сопереживать птахам. «Я хочу делать фотографии, которые бы ярко подчеркивали индивидуальные особенности птиц, – говорит он. – Моя цель – пробудить в людях сочувствие к ним». Возможно, именно из-за сопереживания не всем легко смотреть на эти снимки, но, в конечном счете, они созданы ради науки. «Мои фотоработы призваны подчеркнуть важность орнитологических исследований, которые сейчас проводятся», – объясняет Тодд.