Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотомастер

"Страх приходит только на поверхности". Подводные камни подводной съемки

Евгений Ивченко
25 декабря 2015
/upload/iblock/fa4/fa4c4f5d86a8a956c7acac3f1453b661.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
Мы пообщались с известным фотографом Виктором Лягушкиным, который рассказал о своем стремлении снимать то, что нельзя увидеть, просто заплатив деньги, и о том, что ночь на земле – это яркий день по сравнению с темнотой пещер.
- Как вы начали заниматься подводной съемкой и почему выбрали именно такое направление? - Я ничего не выбирал. Вода выбрала меня. Я работал дизайнером в журналах и снимал, когда редакции не хотелось тратиться на внештатных фотографов. Затем начал сотрудничать с журналом “Подводный клуб”. Обучился дайвингу – мне понравилось. Стал нырять и снимать под водой. В то время я ездил в командировки и снимал репортажи о разных событиях, которые были такими же плохими, как и у большинства фотографов, но поскольку журнал меня посылал – я ездил. И все были довольны. Только потом, в 2010-м году, произошел переломный момент: я уже много лет занимался подводной съемкой и часто бывал в Ординской пещере. Однажды у меня появилась идея создания книги и выставки об этом месте; я хотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть - самую длинную подводную пещеру в России. Это прекрасный, белоснежный мир, охраняемый от случайного взгляда чистейшей ледяной водой. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере. Съемка оказалась настолько интересной и востребованной, что после выхода книги у меня совсем не осталось времени на прежнюю работу дизайнером. - Где вы чаще всего снимаете? Есть ли у вас любимые места? - Чаще всего я снимаю в России, но это связано больше с тем, что удобнее работать в стране, в которой живешь. Также у нас очень много уникальных объектов, которые никто не снимал. Это важно для профессионального фотографа - открывать новые миры.
Ночь на земле – это яркий день по сравнению с темнотой пещер.
- На вашу работу влияет время года? Важна ли температура воды, например? - Конечно, нет. Мы ныряем в любую погоду. На Белом море мы погружались в воду температурой минус два градуса. - А есть что-то такое, о чем люди даже не догадываются, глядя на ваши фотографии? - Иногда они думают, что это фотошоп. Или спрашивают, зачем мне столько вспышек. Многие не понимают, что в пещере света нет вообще. Это трудно объяснить человеку, который никогда не видел абсолютную тьму. Ночь на земле – это яркий день по сравнению с темнотой пещер.
/upload/iblock/2a2/2a2b9d8a0e1f3f8acf9652884103fccb.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/3e8/3e87bb3342a82936c33fe5fcd2f99316.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/104/104a6f74e83a21d544ed2a35b63350b6.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
- А приходилось ли вам сильно пугаться под водой? - Нет, такого никогда не было. Страх приходит уже потом, на поверхности. Например, на Голубом озере я уронил камеру, и мне пришлось падать за ней в бездну. Поймать ее удалось только на глубине около 70м – значительно глубже, чем я собирался погружаться. А в Ординской пещере как-то один из моих ассистентов потерял ориентацию и стал уплывать в никуда. При этом он еще поднял муть со дна, в результате чего видимость упала до нуля. Он бы наверняка потерялся и погиб, если бы не мой друг Сергей, который заметил опасность и вытащил его. - Какая из фотографий, представленных на выставке, вам больше всего нравится или является самой удачной? - Я работаю над проектами, которые рассказывают о каких-то явлениях природы, уникальных объектах или о животных и растениях. На выставке представлены фотографии из шести моих проектов. Два их них очень значимы для меня: “Ординская пещера. Познание” и “Быть дельфином”.
/upload/iblock/ca8/ca8e51b0c6366a08469f6717574bfeb8.jpg
Виктор Лягушкин
Съемка Ординской пещеры была опубликована в воскресном приложении Times, View, Daily Mail, Smithsonian magazine, и, конечно же, National Geographic. Для проекта “Быть дельфином” я в течение года работал над историей, посвященной черноморскому дельфину-афалина. В прошлом году мы выпустили книгу, а уже в этом – ее электронную версию, которую все желающие могут скачать бесплатно у нас на сайте. - На что посетителям выставки стоит обратить внимание прежде всего, глядя на ваши работы? - Мне нравится, что под водой невесомость и что там мало кто был. Это совершенно неизведанный мир, населенный существами, большинство из которых еще не открыто. Показать этот мир - моя задача как фотографа.
/upload/iblock/136/13646f91114528f45aa58ccc06ca13cb.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/761/76131e79c19a9c815721e96009d5ce2e.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/c95/c95386380fa4cef91c582b2264b813e3.jpg
Фото: Виктор Лягушкин
- На выставке можно будет увидеть вашу фотографию, где два дельфина поддерживают человека. Как удалось поймать такой удивительный кадр? - Открою профессиональный секрет: если много снимать, то обязательно получится снять именно тот кадр, о котором мечтал. - Дайте пару советов для начинающих фотографов-подводников. - Если у вас не получается снимать под водой - отключите вспышки и подойдите как можно ближе. Вода является, по сути, сильным рассеивающим фильтром. И чем больше расстояние между вами и объектом съемки, тем хуже изображение у вас получится. Поэтому не стесняйтесь и снимайте в упор самой широкоугольной оптикой, которая у вас есть. - Расскажите, что вам кажется самым удивительным в вашей работе? - Мне нравится снимать то, что нельзя увидеть, просто заплатив деньги. Любой человек может купить билет и улететь в Папуа - Новую Гвинею, чтобы снимать там папуасов. Но невозможно купить билет в Ординскую пещеру или в сильвинитовые шахты, нельзя купить место в партере, чтобы посмотреть на ныряющих лебедей или белуху, плывущую подо льдом Белого моря. Эти мгновения бесценны. Они остаются у меня в голове и на моих фотографиях.