Фотомастер
Юность Севера

Текст и фото: Алексей Васильев
22 июля 2018
Корреспондент республиканской детской газеты ищет нежную красоту в суровой жизни якутских детей и подростков.

Журнал №178, июль 2018
Читать этот номерПри всей индивидуальности, в портретах этих якутских детей есть общая черта: ожидание будущего – не тревожное, но полное надежд.
Я мог бы работать учителем русского языка и литературы, окончив филологический факультет Якутского государственного университета. Но в школу идти не собирался. Учить детей нравилось, а вот рутинная работа с бумажками, отчетами, подготовкой уроков – боже упаси. Впрочем, от ребятни все равно далеко не ушел – семь с лишним лет работаю редактором в республиканской детско-юношеской газете «Юность Севера».
Я еще в детстве пришел в журналистику – был юнкором. И сегодня юные корреспонденты нашей газеты разбросаны по всей республике: пишут нам о своей жизни в селе, школе. В зависимости от содержания мы публикуем эти заметки на тематических полосах или в приложениях.
Я мог бы работать учителем русского языка и литературы, окончив филологический факультет Якутского государственного университета. Но в школу идти не собирался. Учить детей нравилось, а вот рутинная работа с бумажками, отчетами, подготовкой уроков – боже упаси. Впрочем, от ребятни все равно далеко не ушел – семь с лишним лет работаю редактором в республиканской детско-юношеской газете «Юность Севера».
Я еще в детстве пришел в журналистику – был юнкором. И сегодня юные корреспонденты нашей газеты разбросаны по всей республике: пишут нам о своей жизни в селе, школе. В зависимости от содержания мы публикуем эти заметки на тематических полосах или в приложениях.

Члены юношеской сборной по футболу Центра помощи детям и сиротам села Чульман Нерюнгринского района приехали в столицу Республики Саха за 1000 километров, чтобы участвовать в ежегодном турнире по футболу.
Конечно, газета состоит не только из таких материалов: постоянные сотрудники готовят новости, статьи на разные темы, берут интервью. Каждую неделю в республике проходят какие-то детские мероприятия; кто-то из ребят отличился в учебе или спорте – обо всем этом тоже надо написать. А еще мы проводим юнкоровские слеты, конкурсы, мастер-классы, творческие встречи со школьниками...
Но, честно говоря, в какой-то момент вся эта суета начинает повергать в уныние. Ты вроде бегаешь и стараешься делать все на «отлично», но подписка все равно падает. И ты вдруг понимаешь, что по большому счету это мало кому нужно. Однажды и для меня работа превратилась в рутину. Кто-то в таком случае уходит из профессии, но я остался. Потому что в моей жизни появилась фотография.

Оксана работала посудомойкой в столовой Дома печати, где расположена наша редакция. Я ни разу не встречал ее: видимо, она пришла к нам недавно. Едва увидев ее, я схватился за камеру.
На одну редакцию из двух газет (мы выпускаем еще детскую газету на якутском – «Кэскил», в переводе «будущее» или «перспектива»), у нас всего один фотограф, который пять лет назад отметил 50-летний юбилей. От человека с его опытом и шестью детьми ждать большой оперативности не приходится, хотя его старанию можно только позавидовать. Я увлекся фотографией в 2013-м и потихоньку начал снимать для газеты – но чаще для себя. Вначале это были снимки без особой претензии на художественную ценность. Ничего в фотографии я тогда не понимал: это было средство отвлечься от рутины и заодно увеличить гонорар в газете. По большому счету я и сейчас не очень много понимаю. Дилетант-самоучка.
Портрет как жанр в моей работе возник сам собой. Я не ставил цель стать портретистом: просто находил во время работы или прогулок по городу что-то интересное или кого-то, кто цеплял мое внимание – одеждой, прической, взглядом, – и делал снимок. Большинство моих портретов – результат случайных встреч. В основном это дети, с которыми я общаюсь во время визитов в школы.

Ученицы Детской школы искусств готовятся к выходу на сцену: они участвуют в конкурсе исполнителей классического танца «Дивертисмент».
Перед съемкой обычно ищу фон, который бы гармонировал с образом модели. Чаще всего это школьные столовые или коридоры, там стены обычно однотонные и висят картины с якутскими пейзажами. На улице тоже стараюсь найти как можно менее «замусоренный» фон. Обычно делаю несколько кадров. Те, где дети улыбаются, – для газеты, а те, где они такие, какими я их вижу, – это для себя.
