Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Лучшие фото

Выбор Кирилла Самурского 2.0

19 ноября 2014
По нашей просьбе постоянный фотограф российского National Geographic Кирилл Самурский отобрал наиболее интересные, на его взгляд, работы фотосервиса «Ценный кадр» и объяснил свой выбор.
Когда Кирилл Самурский в очередной раз заехал в редакцию, то застал нас за модерацией фотографий сервиса «Ценный кадр». Завязалось общение. Кирилл посетовал на крупные значки копирайта, которые некоторые участники «Ценного кадра» ставят на свои фотографии, а также обратил наше внимание на рамки, в которые некоторые авторы «заточают» свои работы. «Может, такие работы вообще не cтоит публиковать в фотосервисе?» - спросил Кирилл. Когда несколько не самых удачных работ, помеченных крупными значками копирайта, были пролистаны, на экране появились красивые пейзажные снимки. Но Кирилл не похвалил и их. «Это просто умелая работа в "Фотошопе"», - пояснил Кирилл. «Красиво, но не более того», - заявил Самурский о другой пейзажной фотографии. Тогда мы решили направить энергию Кирилла в конструктивное русло и попросили его показать нам фотографии читателей, которые ему по-настоящему понравились. Такие вскоре нашлись, и в результате мы подготовили эту подборку. Кирилл уже во второй раз стал автором материала в нашей рубрике «Фоторецензии» (первый его материал можно прочитать по этой ссылке). Кирилл Самурский: «Просмотрев сотни фотографий, именно эти вызвали у меня интерес не только как у фотографа, но и как у эмоционального человека. Несмотря на кажущуюся простоту, за каждым снимком есть история, есть недосказанное, что и делает кадр особенным, даёт возможность рассуждать и додумать каждому по-своему». 1. Встретились два одиночества. Автор фото: Анна Дробина.
/upload/iblock/f29/f29d79c2d9a67b70038ecbcbc5636ead.jpg
Передать мысль при помощи символов - одна из самых сложных вещей в фотографии. В этом снимке есть элемент неожиданности. Создаётся впечатление, что тут что-то случайное - то ли олени на дороге, то ли зритель за кадром. Удачное расположение фотографа - по центру шоссе - позволило создать иллюзию движения, то ли по жизненному пути, то ли по настоящей дороге. Во втором случае это просто эпизод из дневника туриста. Ехал, увидел оленя, снял. А в другом случае получается интересно, ведь можно воспринимать происходящее как метафору. Что означают эти животные? Просто брачные игры - или это народы Земли в контексте истории? Спорят вместо того, чтобы идти по жизни вместе. А дорога уходит за горизонт, как и положено течению времени, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Конечно, момент съёмки не самый драматичный, а фото я бы кадрировал почти в квадрат, но и в таком виде на мысли наталкивает. 2. Победа вечности. Автор фото: Георгий Саркисян.
/upload/iblock/fcb/fcb3894d5245132f0b35a84f81c977f9.jpg
Из многих снимков с ночным «крутящимся» небом я выбрал этот не случайно. Снят ли он в Гималаях, на Байкале, в пустыне Невада или на полюсе - это будет крутящееся небо на фоне бесконечных пейзажей нашей планеты. И что? Что нового мы увидим в каждом новом снимке? Тут автор, может быть и сам того не подозревая, поднимает больную тему. Учитывая место съёмки - очень больную. Попавший на кадр монумент - символ атома (как пишет автор, но по-моему всё же это символ Солнечной системы), установленный в одном из наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС районе Белоруссии. Выходит весьма глубокий смысл. Как известно, все атомы во Вселенной - это атомы звёзд, взорвавшихся эоны назад. На на кадре получается эдакое селфи Вселенной. От атома до звезды. Как далеко и как близко. Как романтично и как смертельно опасно. Вы когда-нибудь снимали на субатомном уровне? А фотографу удалось. Даже если это не символ атома, а Солнечной системы - тут это уже не столь важно. 3. Про кокосовое волокно. Автор фото: Михаил Фалеткин.
/upload/iblock/c5f/c5f3e01df4819132dc9d4e1c822c1baa.jpg
Вернёмся на Землю. К проблемам меньшим, но не менее злободневным. Что в снимке этом? На первый взгляд - ничего. Проходной туристический кадр. Мальчик балбесничает, мама зарабатывает на небогатую жизнь. Ценность этой фотографии в универсальности её применения. Можно проиллюстрировать туристическую статью о штате Керала, а можно доклад ООН о беднейших странах. А можно спровоцировать постройку школы для деревни. Это как судьба распорядится. Но кадр хороший, тут есть история и о самом мальчике и его выборе: либо верёвки из кокоса вить, либо взяться за голову и выйти в люди. Если бы он помогал женщине на картинке, то было бы всё однозначно. А так можно порассуждать. Снимок это позволяет и заставляет нас рассматривать его немного дольше похожих на него фотографий. 4. Байкальские сокровища. Автор фото: Алексей Трофимов.
/upload/iblock/a44/a44617809ebacbe68c3a606d736b3477.jpg
Тонны фотографий байкальского льда разлетаются по миру ежегодно. Лёд, через который видно дно. Лед крупным планом, во весь экран... В восточной эстетике очень ценным является умение передать суть, не тыкая в неё носом. Мимоходом, намёком, красиво упомянуть, как бы случайно... На этой фотографии показана красота и чистота льда Байкала, несмотря на то что всё озеро покрыто снегом. Лёд как драгоценный камень, и это так, ведь чистая вода в будущем, возможно, будет ценней изумрудов, на которые так похож этот лёд. Удачный ракурс + удачное время = эффектный кадр. Очень нравится. 5. Первое свидание. Автор фото: Вячеслав Реутов.
/upload/iblock/e90/e90611ddd5af16920f08dc24ae47eeb1.jpg
Кто не любит животных? Наверное, есть такие люди. Если наблюдать за самыми близкими нашими соседями - кошками - можно понять, что мы ничем не отличаемся друг от друга: страдаем, любим, добиваемся, ревнуем, защищаем одинаково. Показать это одним кадром сложно, но можно. Тут это удалось. И цветовое решение кадра очень приятное. 6. Восход луны над Ай-Петри. Автор фото: Денис Белицкий.
/upload/iblock/f77/f7778cf156e1a99346ed2aa5b78ae3f7.jpg
Съёмка пейзажей - дело сложное. Как вместить в маленький кадр всю красоту, что видит глаз? Это кажется невозможным и бессмысленным. В кадре с горой Ай-Петри фотограф выбрал сверхширокоугольный объектив. Конечно, он даёт большие искажения, но в данном случае это идёт снимку на пользу. Дисторция делает горизонт округлым, показывая, пусть и таким варварским способом, что мы на планете, а не на плоской земле, покоящейся на спинах черепах. Называется снимок «Восход луны». Когда я рассматривал его, мне вспомнилась песня «Звезда по имени Солнце» группы «Кино». Если послушать текст, то он удивительным образом ложится на содержание фотографии. Даже луна тут жёлтая, как и дневное светило. В конце концов, автор же даёт зрителю свободу воображения? Солнце, планета Земля, город людей и мы, наблюдающие за этим со скалы. Может быть, так видел жизнь Прометей? Вот сколько образов родил в моей голове этот снимок. Об авторе Кирилл Самурский сотрудничает с российским National Geographic c 2003 года. Неоднократно печатался во многих выпусках журнала, в том числе его фотографии публиковались в американском National Geographic. Посмотреть фотографии Кирилла можно в его аккаунте в Facebook.