Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Лучшие фото

Выбор Николая Зиновьева

24 сентября 2014
/upload/iblock/952/9522b149a561b45c127c5f31e7c13f0c.jpg
Для рубрики «Фоторецензии» известный фотограф дикой природы Николай Зиновьев отобрал пять наиболее интересных, по его мнению, работ фотосервиса «Ценный кадр» и прокомментировал каждую из них.
1. Охота белой акулы. Автор: Сергей Урядников

.

/upload/iblock/849/84948a61ecc49bb1a526960ba2bcdaf4.jpg
Белая акула – один из самых загадочных и великолепных обитателей Мирового океана. Я сам занимался сьемкой этого вида и могу долго рассказывать о ней. Белая акула нападает на одиноких котиков, отставших от «каравана», возвращающихся после поедания рыбы, или на отбившихся малышей. На передней части морды акулы находятся рецепторы, которые ловят электромагнитные волны в воде и посылают в мозг хищника сигналы о перемещающихся вокруг объектах. Также белая акула имеет великолепное зрение, обоняние и слух. Воды вокруг Seal Island в ЮАР уникальны своей глубиной, что позволяет белой акуле длиной от 3 до 6,4 метра и весом до 3 тонн разгоняться до значительных скоростей вертикально под водой, хватать добычу своими ужасными зубами и вылетать из воды. Чем ценны экшен-кадры, снятые в дикой природе? Прежде всего тем, что природа никогда не выдает своих сценариев и не дает возможности проводить «дубли». Котики двигаются, то погружаясь в воду, то показываясь на ее поверхности, и можно с большим трудом уследить за их перемещением. Благодаря своему темному окрасу они сливаются с поверхностью воды. И тем более сложно понять, в каком месте и в какой момент времени на поверхность воды выпрыгнет акула. Экшен-кадры уникальны, внезапны и требуют значительных усилий фотографа, что достигается хорошей реакцией, уверенным владением оборудованием и наличием необходимых навыков фотосъемки быстро движущихся объектов. Фотографу дается меньше секунды от момента, когда начинается атака, до момента, когда должен сработать автофокус, и наводящая на всех ужас сцена будет запечатлена на матрице фотоаппарата. Экшен-фотографии еще замечательны тем, что они показывают нам максимально «обнаженные эмоции» у отображаемых героев съемки, как на этом кадре. Здесь мы можем видеть историю борьбы за жизнь, ярость охотника, рассказ о спасении и надежде. Доли секунды до этого, исход охоты был бы не ясен, и воображение рисовало бы совсем другие кадры-продолжения развития этого сюжета. Несмотря на то, что линия горизонта пересекает морду акулы, это не вызывает у меня вопросов, поскольку задний план достаточно размыт. Интересна была бы фаза прыжка котика, когда его голова была еще над водой. Замечательно исполненный кадр! 2. Купальщица. Автор: Алина Урусова

.

/upload/iblock/a92/a92b29e26b2bb723e56408ea8fd9b81a.jpg
Анималистическая фотография призвана, прежде всего, раскрыть и показать зрителю те аспекты жизни и поведения диких животных, которые скрыты от глаз обывателей. Наблюдая за тем, как устроен и чем живет мир дикой природы, зритель узнает его особенности, любуется его красотой и уникальностью. Через эти замечательные снимки мы восстанавливаем ослабевающую связь человека с природой. Отсюда рождается желание сохранить дикий мир от исчезновения под прессом цивилизации. Сколько из нас видели плывущую по глади реки или другого водоема лису? Думаю, большинство не видело. Замечательный и очень интересный момент из жизни животного. Куда она плывет? Спешит к норе, в которой ее ждут лисята? Или спасается в воде от жары или паразитов? Или уплывает от обидчика? Снимок порождает у нас в голове вопросы, фотография подталкивает нас к любопытству. Воображение рождает кадры, как выйдя из воды, деловая Патрикеевна отряхнет с себя воду, и побежит вприпрыжку в лес. Оранжевый цвет лисы интересно вписывается в зеленую гладь воды, отражающую листву. Вертикальные линии деревьев, размытые в воде, создают красивый расплывчатый орнамент, на фоне которого животное хорошо акцентируется. Композиционно я бы выстроил кадр так, чтобы надводная часть составляла 1/3 кадра. Также с точки зрения экспозиции, вероятно, нужно было уменьшить ее примерно на полступени, чтобы избежать небольших пересветов на ярких местах шерсти лисицы. Думаю, их можно легко убрать, если съемка производилась в формат raw. Отличная работа! 3. Лесной призрак. Автор: Алексей Левашкин

.

/upload/iblock/a81/a81068d721f01ce0f91245fd6137bcbf.jpg
Неясыть, на мой взгляд, является одной из самых красивых сов на Земле. Фотографий этой птицы снято достаточно, однако подавляющее большинство из них показывает эту замечательную птицу статичной, сидящей на дереве. Ценность анималистической фотографии заключается не только в том, чтобы снимать и представлять миру редкие и малоизученные виды, но и показывать интересное поведение или необычные кадры тех животных, которые обитают вокруг нас. Данный кадр привлек мое внимание несколькими аспектами. Во-первых, автору удалось продемонстрировать уникальный ракурс птицы в полете, при котором птица летит фронтально на зрителя. Складывается такое впечатление, что еще несколько секунд, и птица просто влетит к вам! Эффект усиливается центральным положением неясыти в кадре, а также ее взглядом, направленным прямо на зрителя. В кадре поймана удачная фаза маха крыльев, создающая вес птицы в композиции и работающая на идею симметрии. Нельзя не сказать и о лесном фоне, который образуют ритмичные вертикальные линии. Он создает полное ощущение дикого леса – природной среды обитания этой красивой птицы. Размытие фона выгодно акцентирует внимание на птице, и вместе со световыми пятнами придает дополнительный обьемный эффект кадру. Замечательная работа автора! 4. Пока маленький. Автор: Андрей Гудков.
/upload/iblock/759/759d6ea227c7444c81b21b92950d3b34.jpg
Хотим мы этого или нет, но так устроен наш мозг, что вне зависимости от того, изображен на фотографии человек, или например, животное, нам свойственно делать «эмоциональный скан» показанной сцены и связывать его результаты со своей внутренней матрицей ассоциаций и воображений. На основании этого у зрителя и формируется общее восприятие кадра, его эмоциональный рисунок. Эмоции могут быть вызваны взглядом, выражением лица человека или морды животного, связью основных участников сцены, происходящими в кадре действиями и многими другими факторами, которые прежде всего видит фотограф, и при помощи которых он «общается» со зрителем. Это не что иное, как эмоциональный код фотографии. Снимки, в которых есть эмоциональный код немногочисленны, и это делает их очень ценными. Мы смотрим на фотографию, на которой композиционно безупречно показана львица и львенок, и чувствуем сначала беспокойство ( «а ему не больно?») – это наш мозг сравнивает размеры львицы и львенка в кадре (большое и маленькое, сильное и слабое), обращается к ассоциациям, когда это грозное животное использует свои челюсти с мощными клыками для того, чтобы охотиться. Потом эта эмоция сменяется восприятием единства и крепкой связи матери и ребенка, картинка начинает вызывать у нас тепло от любви и заботы, которые демонстрирует это грозное животное по отношению к своему чаду. Ну и наконец особые эмоции вызывает сам львенок – крошечные размеры, наклоненная голова, расслабленное положение лап и хвоста ассоциируются у нас с нежностью, беззащитностью и ранимостью. В конце просмотра мы чувствуем то, насколько судьба детей зависит от их родителей. И все эти эмоции мы переживаем за доли секунды, когда видим такой замечательный кадр, как этот. Заставить чувствовать, переживать эмоции – это и есть главный результат работы фотографа. Из пожеланий: я бы чуть поднял яркость на глазах матери, чтобы лучше читался ее взгляд. Прекрасный полноростовый портрет львиного семейства! 5. Там, где лебеди зимуют. Автор: Денис Будьков.
/upload/iblock/26b/26bd9931ff5a6e88fd7d47932633a479.jpg
Фотографии животных в своей естественной среде обитания (так называемые «environmental portraits», т.е. когда животное показывается как часть дикого мира природы, в котором оно обитает) являются наиболее интересными, и, в то же время, трудными для исполнения. Почему? Ответ прост: это квинтэссенция двух жанров фотографии: пейзажного и анималистического. Перед автором стоит задача продемонстрировать великолепие природы, то есть решить, по сути, те же задачи, которые стоят перед фотографом-пейзажистом. Одновременно с этим в кадре должны быть гармонично представлены животные, которые обитают в этом удивительном мире. Дикие животные (особенно птицы), как правило, очень пугливы, и чтобы получить кадры их естественного поведения, необходимы большие усилия и терпение. Часто уходят дни, месяцы и годы скрадывания и ожидания, чтобы и пейзаж, и животные сошлись в одном кадре и образовали завершенную фотографию. Присутствие лебедей кликунов придает пейзажу неповторимое великолепие, на порядок усложняет творческий замысел фотографии, а значит делает ее более ценной в глазах зрителя. На мой взгляд, в данном кадре автору удалось реализовать все вышесказанное и добиться замечательного результата. Из предложений: при работе над композицией я бы немного показал больше реку внизу (около 5%).

Об авторе

Николай Зиновьев - известный российский фотограф дикой природы, победитель и многократный лауреат многих фотографических конкурсов, в том числе, Николай - победитель в категории «Птицы» прошлогоднего конкурса «Дикая природа России», проводимого нашим изданием совместно с Русским географическим обществом. Во время путешествия по Юго-восточной Африке Николай Зиновьев неожиданно понял, что может объединить свою давнюю страсть к животному миру, путешествиям и фотографии в одном виде деятельности. С тех пор Николай занимается своим любимым делом. Фотографии Николая Зиновьева можно посмотреть на его сайте russiawild.com.