Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотосекреты

Фотографируем погоду

27 июля 2014
Советы мастера «погодной» съемки – журналиста и фотографа National Geographic Traveler и сайта nationalgeographic.com Коттона Коулсона (Дания).
«Нет ничего, что бы я любил больше, чем съемка "реальной погоды", - рассказывает Коттон. - Когда все работают в укрытии, я предпочту фотографировать, например, на палубе или улице, под дождем, ветром и мокрым снегом. Почему? Из своего многолетнего опыта я знаю, что именно в этих условиях свет получается по-настоящему драматичным, солнечные лучи и облака могут смотреться особенно эффектно, что дает возможность создавать фотографии, полные эмоций и энергии. Ветер, снег, дождь, туман – я люблю все причуды погоды. Они привносят в фотографию смысл и характер».

Совет 1

Будьте терпеливы, переключитесь в ручной режим и подготовьте штатив.
/upload/iblock/29a/29add54c2a6a46fc25e24876c05579b1.jpg
Молния, Канзас. Фотограф – Коттон Коулсон. Эта фотография, сделанная в Канзасе, была одной из многих, которые я в течение месяца снимал для журнальной статьи. Но в итоге она стала главным снимком. Когда вы фотографируете грозу и молнию, вы никогда не знаете, в какой момент это произойдет, поэтому вам необходимо запастись терпением и надеяться на удачу. Для того, чтобы хорошо снять молнию, нужно установить камеру на штатив, переключившись в ручной режим. Можно включить блокировку зеркала или использовать спусковой тросик для того, чтобы минимизировать дрожание камеры. Выставите диафрагменное число равным 8 или 11, чтобы обеспечить экспозицию от 5 до 30 секунд, и приготовьтесь ждать появления молний. Поскольку мы не знаем, когда и где именно небо озарится вспышкой, я рекомендую использовать режим фокуса «бесконечность» и включить в композицию большой объем неба. Когда я снимал эту фотографию, гроза обрушилась в конце дня, и молния эффектно выделилась на фоне темных и зловещих облаков. И еще один, последний совет: по соображениям безопасности не стойте под деревьями или вблизи металлических опор.

Совет 2

Найдите для контраста темный фон.
/upload/iblock/f69/f69a1c3cc3677a493b6fe179741fd189.jpg
Снегопад, Швейцария. Фотограф – Коттон Коулсон. Когда я готовил материал на тему демократии в Швейцарии, я оказался в маленьком городке Аппенцелль: там мне предстояли съемки того, как граждане осуществляют свое право голоса. Горожане собираются в центре города утром, чтобы узнать о предстоящих изменениях в законодательстве, а затем они голосуют прямо на открытом воздухе, поднимая руки в случае согласия. Разглядеть снежинки будет гораздо легче, когда вы найдете темный фон в противовес белому. На этом снимке – один из замечательных моментов, когда мне помогла сама мать-природа. Начиная фотосессию утром, я не ожидал изменения погоды, но когда пошел снег, я сразу оценил его преимущества, поднялся выше по лестнице и смог снять сцену сверху. Сильный визуальный эффект здесь (и во многих других случаях) создают зонты. Есть о чем подумать, когда в следующий раз вы будете снимать в снегопад!

Совет 3

Используйте один объектив.
/upload/iblock/a52/a5299681d722a90261c770c5e9b7300b.jpg
Дождливый вечер, Санкт-Петербург. Фотограф – Коттон Коулсон. Работая недавно в Санкт-Петербурге, я захотел передать с помощью фотографии энергию и яркость петербургской молодежи. Я брел в дождливых сумерках по набережной реки Фонтанки, когда мимо меня прошла эта ярко одетая молодая женщина. Во время дождя я всегда ношу одежду большого размера из водонепроницаемой ткани, под которой техника остается сухой и, при этом, она готова к съемке при первой возможности. Не меняйте объективы: вместо того используйте защитные УФ-фильтры и бленду. Кроме того, всегда имейте при себе чистую мягкую ткань, чтобы высушить объектив в случае попадания на него влаги. Не помешает и наличие полиэтиленового пакета – он спасет технику, если вы окажетесь под сильным ливнем. Также поищите на улице закрытое место: арку или тент, чтобы можно было спокойно делать снимки под дождем.

Совет 4

Сбалансируйте композицию и линию горизонта.
/upload/iblock/2bb/2bb74c27f1f13d4c05ccf112f47c7404.jpg
Тихие воды, Шпицберген. Фотограф – Коттон Коулсон. Можно сделать отличную фотографию даже в середине дня: главное, чтобы все элементы фотографии собрались вместе. Иногда на норвежском Шпицбергене затихает ветер, и фьорды становятся зеркальным отражением неба. Обычно я люблю снимать рано утром или поздним вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом, давая теплый свет. Но этот снимок хорошо получился, несмотря на яркое дневное солнце, в том числе благодаря облакам и их отражению в воде. Обратите особое внимание на выравнивание горизонта, а также на композицию. Новые фотокамеры имеют встроенные сетки видоискателя дисплея, которые помогают в выравнивании горизонтальной линии. На этой фотографии я не использовал никаких фильтров для повышения контрастности и цвета неба против тонких белых облаков. Мои основные усилия были направлены на построение композиции: на решение, сколько места следует отвести под спокойную воду и небо с облаками. Плавающий в воде небольшой фрагмент льда добавляет снимку дополнительный аспект и слой в композиции. Всегда обращайте внимание на различные окружающие объекты: их можно выигрышно добавить на передний план.

Совет 5

Следите за экспозицией.
/upload/iblock/5f9/5f9b55b1003d17f1803fd2712da03350.jpg
Метель, Южная Георгия. Фотограф – Коттон Коулсон. Метель и снежная буря – едва ли не самые сложные погодные условия для фотосъемки. Когда я был на острове Южная Георгия, со стороны гор внезапно подул ветер, и метель зарядила с такой силой, что заболели глаза. Я не люблю снимать в очках: как правило, это очень неудобно, однако в данной ситуации они обеспечили необходимую защиту. В снег и метель также понадобятся теплые перчатки, но они препятствуют работе с маленькими кнопками и шкалой настроек. Я нашел очень тонкие перчатки из подкладочной ткани; также я ношу бафф, который позволяет уберечь нос от соприкосновения с замерзшими корпусом камеры и видоискателем, и при этом особо не мешает дышать. Определенную сложность при съемке зимой может представлять яркий снег. Встроенные в камеру экспонометры откалиброваны на основе яркости света, который мог бы быть отражен от нейтрально-серой поверхности. Но поскольку снег на самом деле ярче, я делаю корректировку экспозиции в плюс, чтобы снег получился более светлым.

Совет 6

Сфокусируйтесь на «бесконечности».
/upload/iblock/8d8/8d828720d7e72450e698aac388592260.jpg
Закат, море Уэдделла. Фотограф – Коттон Коулсон. Эти облака в Антарктике были сняты в момент, когда солнце садится, тени становятся длинными, а свет приобретает золотистый оттенок. Снимая небо, имеет смысл присматриваться к облакам и находить интересные формы. На этой фотографии можно увидеть, как слабая освещенность формирует тени и контуры облаков, создавая необычную композицию. Солнечные лучи уже не попадают на нижние облака, что придает изображению особую глубину. Имейте в виду, что на закате цвета наиболее яркие. Несмотря на то что света недостаточно – штатив для такого рода фотографий не нужен, поскольку объект находится на «бесконечном расстоянии». Следовательно, вы можете вести съемку с числом диафрагмы около 4.5, и все объекты останутся в фокусе. При этом вы можете держать камеру в руках, поскольку выдержка будет достаточно короткой.

Совет 7

Будьте наготове.
/upload/iblock/2de/2de42c53e5a4fa5e000e8bf2e6b532ae.jpg
Раннее утро, Австрия. Фотограф – Коттон Коулсон. Я очень люблю снимать погоду до восхода солнца, особенно если есть смог и утренний туман: эти элементы добавляют фотографии настроение и тайну. Если мне потребуется встать рано утром, я подготавливаю все, что возможно, накануне вечером. Прежде, чем отправиться на утренние съемки, проверьте две самые важные вещи: это полностью заряженные батареи и запасные карты памяти. Не помешает также проверить настройки ISO и их соответствие наступившему дню. Во время работы над этим кадром дневного света было очень мало. Поставив ISO на 3200, я знал, что смогу захватить и передать движение рыбацкой лодки. Новейшие фотокамеры дают возможность установить для ISO такие параметры, не делая при этом снимок «шумным». Так как я всегда снимаю в RAW, баланс белого я чаще всего оставляю автоматическим. Впоследствии это всегда можно откорректировать с помощью ряда программ, таких как Aperture от Apple, Adobe, Lightroom или Picasa Google.

Совет 8

Снимайте в режимное время.
/upload/iblock/de1/de15f79a4a445143e736e1651040035d.jpg
Восход луны, Антарктида. Фотограф – Коттон Коулсон. Получив возможность провести несколько сезонов в Антарктике с экспедицией National Geographic, я смог поснимать красивые айсберги в режимное время, когда после захода солнца небо наполняется красками от розового до фиолетового. На этой фотографии полная луна поднимается над рельефным айсбергом, создавая центр композиции. Лучшие погодные условия для съемки в режимное время – чистое небо и отсутствие облаков. Через полчаса после захода солнца, установив камеру на штатив, сфотографируйте луну в тот момент, когда она находится над горизонтом: это позволит сохранить главные детали. Очень часто я использую режим брекетинга по выдержке: сначала делаю кадр с установленной автоматикой выдержкой, затем с выдержкой на одну ступень меньшей и на одну ступень большей. Это позволило уловить тот момент, когда освещенность айсберга, свет луны и неба идеально гармонируют друг с другом. Этот момент длится недолго.

Совет 9

Используйте поляризационный фильтр.
/upload/iblock/75e/75e8dd5d7dd452106bc89de589b22f29.jpg
Открытое небо, Антарктида. Фотограф – Коттон Коулсон. В полярных регионах небо постоянно меняется, и когда я работаю в таких местах, беру с собой высококачественный поляризационный светофильтр, который уменьшает атмосферную дымкуи блики от льда, снега и воды, увеличивая при этом контраст между небом и облаками. Поляризационные фильтры могут использоваться как для цветной, так и для черно-белой фотографии. Я считаю, что черно-белая фотография часто создает ощущение безвременья, в то время как цветные фотографии ассоциируются с современностью. Черно-белая съемка позволяет не отвлекаться на оттенки цвета, сосредоточившись вместо этого на деталях. Учитывайте, что при использовании поляризационного фильтра изображение в видоискателе будет темнее, поскольку фильтры уменьшают общее количество света, попадающее в объектив. Запомните: поляризационные фильтры максимально эффективны, когда линия зрения камеры перпендикулярна солнечному свету, и они фактически бесполезны, если солнце находится прямо позади вас. Если вам предстоит покупка поляризационного фильтра, убедитесь, что он сделан из высококачественного стекла. А если вы снимаете сцены с водой – блики от поверхности будут минимальны, что позволит увидеть внизу максимум деталей.

Совет 10

Будьте внимательны к меняющимся условиям.
/upload/iblock/b3f/b3f15daa6448bbccc760a63b7bb39b15.jpg
Закат после бури, Канзас. Фотограф – Коттон Коулсон. Для фотографа один из самых сложных навыков, которому стоит поучиться, – это терпение, особенно после того, как вы сделали потрясающий снимок. Совершенно естественный следующий порыв – собрать камеру и штатив, перейдя к новой ситуации. Это случается при съемке и людей, и пейзажей. Однако попробуйте заставить себя остаться на месте и захватить любые другие неожиданные моменты данной сцены. Эта фотография отлично иллюстрирует совет: мое терпение было вознаграждено, когда я задержался, чтобы снять изменения погоды после того, как здесь прошла гроза. Снимая погоду и пейзажи, я заставляю себя спокойно наблюдать за изменениями света и обстановки. Это – один из основных моментов в качественной работе профессионального фотографа. Я убедился, что должным образом запечатлел залитые солнцем облака. По моему опыту, в зависимости от используемой фотокамеры, иногда лучше недоэкспонировать изображение. В данном случае я использовал брекетинг и на выдержке, на одну позицию меньшей стандартной, получил необходимый мне уровень освещенности облаков.

Совет 11

Пусть ваша композиция рассказывает историю.
/upload/iblock/2ba/2bae64348cc7ef446bec7a6914bcdaff.jpg
Радуга, Франция. Фотограф – Коттон Коулсон. Свет меняется постоянно, и лучшее время, чтобы почувствовать и передать это во время грозы – момент, когда солнце прорывается через облака и сияет сквозь дождь. Тогда вы можете увидеть радугу, которая всегда делает пейзаж удивительным. На этом снимке, сделанном на севере Франции, радуга привлекает внимание к основной теме - современной ветровой турбине. В момент съемки этого кадра я шел по дороге и мог точно составить композицию так, чтобы турбина и радуга «росли» из одной точки. Фотографировать радугу как таковую достаточно банально. По-настоящему интересной фотографию сделает какая-либо ситуация, история, рассказанная через интересные элементы в композиции, – только тогда съемка радуги будет иметь смысл. Для этих случаев имейте при себе поляризационный фильтр: он позволяет зафиксировать все цвета радуги.

Совет 12

Защищайте оборудование и ищите безопасное место.
/upload/iblock/54d/54d6bef31f2fa994d6ecdafbeee28bbd.jpg
Бурное море, Норвегия. Фотограф – Коттон Коулсон. При съемке в суровых погодных условиях вам нужно продумать защиту для аппаратуры. Например, когда вы находитесь на судне, камеру и объективы нужно уберечь от ветра и брызг соленой воды. Существует масса доступных приспособлений, специально разработанных для каждой модели камеры и объектива, и они действительно способны защитить оборудование от негативного воздействия погоды. Если на камеру случайно все же попала соленая вода, быстро протрите ее тканью, смоченной пресной водой, чтобы помочь убрать соль и соленые брызги. Промокшее от дождя оборудование поможет высушить фен, поставленный на самый слабый режим. Снимая погоду с движущегося судна, обязательно найдите максимально защищенное от ветра и брызг место: это не только убережет оборудование, но и вам позволит держать камеру неподвижно. И никогда не позволяйте плохой погоде нарушить ваши планы на фотосъемку!