Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотосекреты

От заката до рассвета: секреты обработки пейзажей

Елена Петрова
16 апреля 2016
/upload/iblock/aa9/aa925346fde9a2431a2d047af794b318.jpg
Фото: Елена Петрова
Фотограф Елена Петрова поделилась секретами обработки фотографий и рассказала, почему к съемке пейзажей стоит готовиться так же тщательно, как к съемке в студии.

Совет 1. Поиск места для съемки

С чего начинается подготовка с пейзажной съемке? Поиск локации. Первое, на что обычно опираются при поиске места для съемки, - опыт других фотографов. Это фотографии с различных сайтов, из социальных сетей и групп, объединяющих фотографов. Очень удобно все интересные места для съемки добавлять в виде точек на одну общую карту, например, в системе Google Maps, снабжая небольшим комментарием, дополнительной информацией и примерами снимков, которые были сделаны в этом месте. Такая сводная карта очень пригодится, когда нужно будет выбирать место для очередной фотопоездки. Еще один удобный способ - просмотр фотографий с привязкой к местности. Самым удобным и известным из подобных сервисов является panoramio.com: на сайте представлено множество фотографий, наложенных на карту, что позволяет сразу видеть, на какой примерно кадр можно рассчитывать в том или ином месте.

Совет 2. Учет времени восхода и захода солнца

После того, как примерное место и направление поездки определено, приходит время более тщательного планирования. Важно заранее вычислить оптимальное время для съемки и попытаться спрогнозировать возможные ракурсы с учетом положения солнца.
/upload/iblock/103/1035712dda2fb1f212341ebc4398ccef.jpg
Елена Петрова
Для определения направления заката-рассвета, а также многих других полезных данных, как восход луны и время наступления сумерек, я использую программу The Photographer’s Ephemeris. Версия для ноутбука у них бесплатная, а вот за приложение для телефона придется заплатить.

Совет 3. Съемка с учетом последующей обработки

Пейзажные снимки обычно отличает высокий динамический диапазон, поэтому снимать надо в RAW-формате. При обработке это позволит восстановить детали в тенях и светах, что очень важно для пейзажа. Особенностями практически всех современных матриц является то, что информация из теней восстанавливается намного лучше и проще, чем из пересвеченных областей. Поэтому чаще всего пейзаж приходится снимать с недодержкой, а потом восстанавливать информацию из теней при обработке.

Совет 4. Акцентировать внимание на переднем плане

Классический пейзаж содержит передний, средний и дальний планы. Для переднего плана очень часто бывает достаточно каких-нибудь цветочков или живописных листиков. Акцентировать внимание на них поможет широкоугольный объектив и низкая точка съемки с фокусировкой на переднем плане. Наиболее популярные фокусные расстояния при съемке пейзажа 14мм-24мм. Общий подход к пейзажной фотосъемке: минимально возможное значение ISO и прикрытая до f/8 или больше диафрагма для увеличения глубины резкости. При этом, если в кадр попадает солнце, можно прикрыть диафрагму до f/16-18, тогда у солнца появятся “лучи”, которые очень живописно смотрятся на пейзажных снимках. Штатив пригодится при съемке в сумерках и в том случае, если нужно снять несколько кадров с разной экспозицией, чтобы потом их объединить в один для расширения динамического диапазона. Технология расширения динамического диапазона снимка, при которой на фотографии сохраняются детали и из светлых областей изображения, и из темных, называется HDR (Hight Dynamic Range).

Совет 5. Выравнивание экспозиции при обработке

В качестве примера рассмотрим снимок сделанный в контровом свете и довольно большим перепадом яркости. Фотография сделана на Fujifilm X-E2 с широкоугольным объективом XF 10-24 f/4.0. Съемка велась в режиме приоритета диафрагмы, а экспозиция регулировалась экспокоррекцией. При таких настройках фотограф задает необходимые значения ISO и диафрагмы, камера автоматически замеряет экспозицию и определяет необходимое значение выдержки с учетом введенной экспокоррекции.
/upload/iblock/56c/56c110d97d5fbf6cd0c7a1c194f7817b.png
Данный кадр сделан при не совсем классических для пейзажа настройках. Значение ISO - 1600. Диафрагма прикрыта до f/18, чтобы получить солнечные лучи. Выдержки 1/50s достаточно при использовании широкоугольного объектива, чтобы получить четкий кадр при съемке с рук.
/upload/iblock/a97/a9782c4b23ca71cd20f6399665ac0352.jpg
Практически все пейзажные фотографии в контровом свете снимаются с недодержкой, которая позволяет сохранить детали и в светах, и в тенях. Поэтому первым делом при обработке нужно восстановить правильную экспозицию. Делаем весь кадр светлее, но при этом ползунком Hightlight восстанавливаем небо. По гистограмме видно, что детали в светах практически полностью восстановлены.
/upload/iblock/e0f/e0faad58667f4576562d75e3bbf9d654.jpg
Экспозицию пришлось увеличить на +1.15EV. При работе со значением Highlights важно не перестараться, если неправильно подобрать его, то вместо восстановления деталей и цвета можно получить серое пятно, которое будет смотреться очень неестественно. Одним только ползунком Highlights не удается до конца восстановить детали на небе. Вернуть их поможет градиентный фильтр. На скриншоте область наложения фильтра отмечена розовым цветом.
/upload/iblock/a75/a75fd4d58868ba7b4bbca154c171091f.jpg

Совет 6. Расставить акценты

Для того, чтобы акцентировать внимание на переднем плане и сделать его еще ярче, тоже пригодится градиент, но на этот раз с положительной экспозицией.
/upload/iblock/09a/09a39749108521c14bdf4417ed205953.jpg
Чтобы сделать снимок более объемным, нужно немного затемнить средний план. Можно сделать это кисточкой, но быстрее просто наложить два исключающих пересекающихся градиента. Один градиент темный из правого верхнего угла (он затемнит траву и небо), а второй - светлый. Таким образом получается затемняющая полоска с мягкими границами. С помощью кисти можно акцентировать внимание на цветах. Розовым показана область воздействия.
/upload/iblock/590/5903a05410fba65e4b98e4bd1ba9a5f0.jpg

Совет 7. Гармонизировать цвета

В данном случае никаких особых правил нет. Главное, чтобы цвета смотрелись естественно. Наиболее гармоничными человеческому глазу кажутся цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга. Например, желтый и синий. Поэтому фотографии, где доминирует два этих цвета, выглядят более яркими. Для этой фотографии я усилила насыщенность желтых, оранжевых и фиолетовых оттенков, чтобы сделать картинку теплее и выделить цветы на переднем плане.
/upload/iblock/ec2/ec2c6e2268724e17ad104d28c344a355.jpg

Совет 8. Следить за чистотой матрицы

Пейзаж обычно снимают при закрытой диафрагме, поэтому любая пылинка, попавшая на матрицу, становится очень заметной на получившейся фотографии. Самым правильным будет регулярно чистить матрицу от пыли либо самостоятельно с помощью специальных приспособлений, либо в специализированном сервисе. Но и при обработке пыль тоже можно удалить.
/upload/iblock/ac4/ac4e50537542eac8cdd4b64783a5d9c5.jpg

Совет 9. Подготовка снимка для web

Оптимальным для большинства социальных сетей и фотосайтов будет размер в 1200px по длинной стороне кадра. Цветовое пространство - RGB.
/upload/iblock/74a/74a4f8a89e4b01241a732fd26cdc344c.jpg
Елена Петрова