Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотосекреты

Секреты фотосъемки с коптера

Станислав Седов
21 октября 2015
/upload/iblock/9aa/9aa9c6c862004ad1d73819f3fe32d56b.jpg
Петергоф, Россия.
Фото: Airpano
/upload/iblock/d50/d5002872cfb9340428f3b062f03e5f15.jpg
Амстердам, Нидерланды.
Фото: Airpano
/upload/iblock/4d0/4d0679f1a3e32ae05f398a2ef4e4888d.jpg
Гренландия.
Фото: Airpano
/upload/iblock/a06/a0686bc8a8e01bf0297c02cc82c828a5.jpg
Москва, Россия.
Фото: Airpano
/upload/iblock/de5/de582fcfe76cff5808ddb28e93ecce98.jpg
Барселона, Испания.
Фото: Airpano
/upload/iblock/0be/0be243237f6c82a916279db6f9bbee27.jpg
Акшардхам, Индия.
Фото: Airpano
/upload/iblock/cdd/cdd5d51cfc973d6c6703fab444a62cbf.jpg
Озеро Байкал, Россия.
Фото: Airpano
/upload/iblock/4bb/4bb272f53d06ca5b7256e1a0e9cc811d.jpg
Париж, Франция.
Фото: Airpano
Пилот фотопроекта Airpano Станислав Седов дает практические советы тем, кто собирается заняться воздушной съемкой.
В начале моего рассказа — пара слов от том, что из себя представляют типовые дроны (коптеры, беспилотники, БЛА и т.п.).

Дрон — это рама с несколькими лучами, на которых расположены моторы, в центре рамы – полетный контроллер, под "брюхом" — аккумуляторы и стабилизированный подвес вместе с камерой.

По количеству моторов на раме различают несколько типов дронов: 4 луча — квадрокоптер, 6 лучей — гексакоптер, 8 лучей — октокоптер.
В классической схеме аппаратов все пропеллеры направлены вертикально вверх, однако в среде профессионалов иногда используются системы с двумя моторами, расположенными по разные стороны луча под углом 180 градусов относительно друг друга. Такая схема называется коакисальной (обладающая общей осью - National Geographic Россия).

Итак, вы решили погрузиться в мир аэрофотосъемки с использованием дронов.

Совет 1. Про деньги
Все зависит от ваших финансовых возможностей и пожеланий к качеству отснятого материала. Правило простое — чем дешевле дрон, тем легче камера, которую он может поднять, но при этом и качество отснятого материала, как правило, оказывается хуже. Примерно за 100 000 рублей можно приобрести аппарат, способный делать неплохие любительские снимки в хорошую солнечную погоду, а также снимать видео в разрешении 4К.

При этом имейте в виду: все аппараты рано или поздно падают. Причины могут быть любыми: ошибки пилотирования, механические поломки или отказ электронных компонентов. Я не знаю ни одного профи, которому бы удалось избежать поломок и падений своей техники во время съемки. Следовательно, будьте готовы к покупке нового коптера.

Совет 2. Про тренировки
Не спешите с реальными полетами. Прежде чем взлетать на настоящем аппарате, потренируйтесь на симуляторе. Компьютерные симуляторы могут значительно сэкономить ваши средства в период обучения пилотированию – вы разобьете не настоящую, а виртуальную модель.

Первые реальные полеты лучше производить за городом, в малолюдных местах. Хорошо подойдет поле с невысокой травой. Главное, чтобы вокруг вас было большое открытое пространство без деревьев и прочих препятствий, о которые можно разбить дрон. Если коптер позволяет, то лучше тренироваться без использования камеры. Визуальное пилотирование позволит развить механические рефлексы по управлению — голова не должна думать, какой рычаг куда тянуть для выполнения маневров. Да и ронять аппарат без камеры немного дешевле.

Прежде чем приступать к реальным съемкам, я настоятельно рекомендую научиться летать в поле без помощи навигационной системы дрона. Навигация большинства аппаратов хорошо работает только при видимости большого числа спутников GPS\ГЛОНАСС. При полетах в городах дрон часто не видит необходимого количества спутников для правильной работы навигационной системы. При этом возможно непредсказуемое поведение аппарата — он пытается улететь в случайном направлении. Если пилот заранее натренирует навыки полета без использования навигации, это позволит избежать потери техники.
/upload/iblock/0a6/0a67d63bd66c87ef475bb9f85386379c.jpg
Airpano Станислав Седов за работой.

Совет 3. Про место и время
При съемках в городах и других многолюдных местах старайтесь не летать над скоплениями людей. Всегда помните, что дроны, бывает, падают. Даже небольшой аппарат может серьезно ранить человека при падении с большой высоты.

Оптимальное время для съемки — рассвет и закат; в этом плане нет отличий от базовых правил пейзажной фотографии. Однако, при наличии красивой кучевой облачности, можно получать неплохие результаты и днем. При съемке архитектурных объектов (зданий, памятников и т.п.) полезно использовать программы — солнечные калькуляторы (типа SunCalc или Sun Surveyor). Они подскажут, в какое время и с какой стороны объект освещается солнцем, а также — куда движутся тени. Эта информация поможет вам правильно планировать время съемки, не тратя впустую силы на ожидание, пока солнце и тени окажутся в оптимальной позиции.

Совет 4. Про ракурсы
Пробуйте разные ракурсы. Можно попытаться представить, как будет выглядеть выбранный вами объект съемки с воздуха. Но точную картину вы увидите, только взлетев. Обычно я начинаю съемку с высотных ракурсов, постепенно спускаясь все ниже и ниже. Это позволяет меньше беспокоиться о том, хватит ли заряда батарей для посадки.

Совет 5. Про помощь
Возьмите с собой на съемку ассистента. Это одно из ключевых правил безопасности для осуществления полетов дронов в некоторых странах: на площадке всегда должно быть минимум два человека. Один пилотирует дрон, другой наблюдает за аппаратом визуально. В ситуации, когда вы летаете рядом с зданиями или деревьями, часто бывает очень сложно оценить расстояние от дрона до препятствий через глазок камеры. В этом случае помощник, наблюдая за положением аппарата со стороны, сможет лучше оценить его пространственное положение. Также, при потере видео-канала связи с дроном, помощник сможет указать вам, в какой точке неба необходимо искать глазами аппарат. Можете потренироваться переводить глаза с монитора на дрон в небе. Поверьте, на расстоянии более 100 метров от вас увидеть небольшой аппарат очень непросто.
/upload/iblock/6c5/6c587b6ecddf88589d0abf986b9252d7.jpg
Airpano Петра, Иордания.

Совет 6: Про передвижения
Если вы планируете путешествовать с вашим оборудованием самолетами, перед покупкой билетов необходимо узнать правила перевозки литий-полимерных аккумуляторов, принятые в выбранной вами авиакомпании. Иначе вы рискуете оказаться в месте съемки без аккумуляторов. Для перевозки дрона можно использовать специальные кейсы из жесткого пластика, однако они очень тяжелые и сильно привлекают внимание различных аэропортовых служб. Я пользуюсь обычными ультра-легкими чемоданами, упаковывая технику в поролон.

Перед началом съемок постарайтесь заранее узнать о местных правилах использования беспилотников. В некоторых странах за полеты над городами вы можете получить огромный штраф – до 75 000 евро (Франция) – или даже год тюрьмы. В некоторых странах дроны могут конфисковать прямо на границе – как, например, в Марокко.
***
Автор статьи – Станислав Седов, пилот фотопроекта AirPano и автор блога о технике воздушной съемки. Airpano — некоммерческий проект, созданный командой энтузиастов, специализирующихся на панорамных фотографиях, которые снимаются с воздуха.