Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотосекреты

Секреты подводной съемки

24 февраля 2015
/upload/iblock/f30/f301af02e893c3bd584fc6df5f45add5.jpg
Ныряльщик. Национальный парк Бискейн, Флорида. Фотограф – Рауль Тузон.
Американский фотограф Рауль Тузон, известный своими работами для Time Magazine, US News, The New York Times, National Geographic Traveler и журнала National Geographic, делится секретами подводной съемки.

Совет 1

Будьте под водой, как дома
Занимаясь подводной фотографией, крайне важно чувствовать себя комфортно в этой необычной обстановке. Не забывайте – фотограф является своеобразной «плавающей платформой» для камеры. Сделать хороший снимок не получится, если вы плохо и медленно плаваете. Гораздо большее пространство для маневра даст скуба-дайвинг, нежели снорклинг - плавание под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой. Погружение с аквалангом позволит опуститься гораздо глубже, ближе к настоящей морской жизни. Важно уметь хорошо плавать и постоянно контролировать время и точку, где вы находитесь. Впрочем, множество моих удачных фотографий все же было сделано у поверхности воды: здесь можно встретить китов и акул, притом в отличном освещении.
/upload/iblock/1a7/1a7a85a4f785c84baecd5a152d6d859e.jpg
Белая акула. Остров Гуадалупе, Мексика. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 2

Изучите жизнь моря
Для того, чтобы сделать хороший снимок, всегда нужно понимать сущность объекта и ситуации. В подводном царстве это правило особенно актуально. Кого именно вы увидели под водой? Насколько это создание опасно? Изучите, как плавают те или иные рыбы, в какой момент акула готова броситься на жертву, в каком направлении двигаются плавники, и так далее. Понимание поведения рыб позволит создавать по-настоящему великолепные снимки. Не забывайте, что под водой цвета выглядят иначе (первым, например, меняется красный, темнея в зависимости от глубины). Зная истинные цвета губок и других морских обитателей, вы сможете выбрать лучшие места для их съемки. В наше время эта информация легко доступна в интернете, где в изобилии можно найти фотографии самых разных морских существ.
/upload/iblock/7e5/7e51afe5b4faa8bbe5cbb4305bb7b145.jpg
Подводный фотограф. Острова Теркс и Кайкос. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 3

Выберите нужную камеру
Для подводной съемки применяется концептуально разная аппаратура, поэтому необходимо сделать оптимальный выбор для вашей задачи. Можно использовать компактную камеру в водонепроницаемой упаковке, а можно – защищенный от воды цифровой зеркальный фотоаппарат со стробоскопическим источником света (на данной фотографии мы видим именно этот вариант). Компактная камера имеет ряд преимуществ – в первую очередь, экономичность и простоту в использовании. Она особенно хороша при съемке у поверхности воды, где много света. Но это же станет и главным недостатком: встроенный стробоскоп не справится с нехваткой света. Кроме того, на таких камерах выбор ручных настроек ограничен. Большинство профессиональных фотографов использует зеркальные камеры, дающие полный контроль над системой. Можно менять диафрагменное число и выдержку в зависимости от ситуации или желаемого результата – например, движения. Эффективнее будет и применение вспышки. Недостатки заключаются в дороговизне таких устройств, а также в их громоздкости.
/upload/iblock/90e/90ed3de57c41c18ae3b6ea38dc8513ec.jpg
Кубинский желтохвост. Острова Теркс и Кайкос. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 4

Ознакомьтесь с основными настройками камеры
Вот некоторые основные настройки камеры, которые применяются для получения хорошего снимка под водой. Помните, что некоторые компактные фотоаппараты не позволят выставить такие настройки и достичь нужного результата. Баланс белого для большинства случаев – в режиме дневного света, и особенно если вы используете вспышку. ISO выставляйте низким: 100 или 200. Более высокие параметры ISO, вероятнее всего, сделают фотографию «шумной». Число диафрагмы будет зависеть от того, насколько глубоко вы погрузились для съемки. Параметры в пределах f8 - f16 дадут вам хорошую глубину резкости. Выдержка выставляется вручную. Чтобы получить правильную экспозицию, найдите оптимальное сочетание скорости затвора и числа диафрагмы. Я предпочитаю использовать выдержку как творческий инструмент: если требуется показать объект резким и неподвижным, я выберу высокую скорость затвора: 1/125 или 1/250. А если я хочу передать движение – например, плывущей рыбы – выбор будет за 1/15 или ниже. Фокусировка: обычно я использую автоматическую фокусировку на одном из объектов съемки.
/upload/iblock/df6/df6b839c44603a73604a2e5d66257d0e.jpg
Скат. Лос-Кабос, Нижняя Калифорния. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 5.

Используйте доступный свет
Вспышка помогает сделать хорошую фотографию, но не думайте, что это – единственное решение. Обладая нужными навыками, вы можете получить отличный снимок и с доступным светом. Уделите внимание экспозиции: если вам нужны интересные силуэты, попробуйте «недодержать» кадр по крайней мере на одно диафрагменное число. А если вы хотите «заморозить» пронзающие воду лучи света – используйте скорость затвора 1/250 или выше.
/upload/iblock/ce0/ce0cc1db1f20af43864489ad6e30360f.jpg
Скат. Лос-Кабос, Нижняя Калифорния. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 6

Комбинируйте доступный свет со вспышкой
Использование стробоскопов позволяет максимально задействовать все творческие возможности, которые дает подводная съемка. Чем глубже вы погружаетесь, тем менее доступен естественный свет; значит, тем важнее становится вспышка. Она поможет полностью раскрыть все те удивительные цвета, которые свойственны рыбам и коралловым рифам. С ее помощью также можно «заморозить» объект или же передать его движение. Но важно помнить, что вспышка, при всей ее важности, – не единственный источник света. Для получения хорошего снимка нужно учитывать и естественный свет, а вспышка лишь дополнит его. Если доступный свет не использован, кадр теряет «ощущение места». Вода должна быть синяя, а обитающие в ней существа смотреться естественно. Регулируйте мощность стробоскопических источников света в зависимости от ситуации и объекта съемки. Так, фотографируя рыб, находящихся очень близко, или же обладающих сильным эффектом отражения света, используйте вспышку на 1/2 или 1/4 мощности. Не направляйте вспышку непосредственно на объект: на данной фотографии вспышка освещает пространство между морскими звездами и объективом, создавая обратное рассеяние.
/upload/iblock/f1a/f1aed85e0cd57067dcc0a2d99fc12da9.jpg
Бассейн. Майами, Флорида. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 7

Сделайте бассейн своей тренировочной базой
«Перед тем, как отправляться на съемку в океан, попрактикуйтесь в бассейне. Его безопасная, спокойная и контролируемая среда поможет вам изучить настройки камеры, поэкспериментировать с новыми техниками, проверить рабочее состояние всех устройств. Фотографируйте членов семьи и особенно детей: они так же быстры, как и движущаяся рыба. Уделите большое внимание всем своим действиям и особенно тщательно проверьте водонепроницаемую экипировку камеры. Если та недостаточно прочна, об этом лучше узнать на примере пресной воды бассейна, чем соленой из океана. Также не забудьте смазать уплотнительные кольца подводного бокса, чтобы обеспечить долговечность его работы.
/upload/iblock/c3a/c3a5ed528252f66a20dca170dad2d1c0.jpg
Дайвер у рифа. Острова Теркс и Кайкос. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 8

Изучите и применяйте правила композиции
Подводная съемка – один из видов фотографии, поэтому к ней применимы все те же основные правила и принципы. Один лишь тот факт, что вы снимаете в воде, не сделает фотографию хорошей. Впечатляющие снимки появляются не по воле случая; они создаются трудом. Учите и применяйте правила композиции, в том числе правило третей, использования диагоналей, фрейминг; применяйте все эти знания мудро.
/upload/iblock/909/909b82721dbe4fcf858d55fcd0698393.jpg
Морская собачка. Остров Кулебра, Пуэрто-Рико. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 9

Экспериментируйте с макро
Мне нравится макросъемка: она передает детали, заставляя сконцентрироваться на маленьком кусочке рифа вместо большого участка подводного пейзажа. Универсальный объектив плохо подходит для макросъемки; для нее потребуются специальная макронасадка для подводной съемки («мокрая линза»). Такой объектив обычно присоединяется к порту иллюминатора подводного бокса и может устанавливаться или отсоединяться прямо во время погружения. Обратите внимание, что при макросъемке будет отличаться расположение вспышки: стробоскопы должны быть установлены близко к объекту и направлены прямо на него. Отключите автофокусировку; вместо этого вручную приближайте или удаляйте камеру. Лучшим временем будет ночь - это активная фаза жизни обитателей подводных глубин.
/upload/iblock/f60/f601f7295383585b03bf8689033a95f8.jpg
Затонувшие буксиры. Британские Виргинские острова. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 10

Экспериментируйте с широкоугольником
Если вы хотите передать величественный характер подводного мира, возьмите широкоугольный объектив: чем шире его угол поля зрения, тем лучше. Такие объективы обычно имеют фокусное расстояние в диапазоне от 10 мм до 24 мм. Всегда учитывайте, что неполноформатные матрицы дают искаженный увеличительный эффект: в итоге 24 мм превращаются в почти 40 мм; для подводной съемки это не интересно. С широкоугольником вам следует приблизиться к объекту и убедиться, что он правильно расположен в кадре, а вспышка способна осветить нужные участки. Направляйте подсветку так, чтобы избежать обратного рассеяния; лучше всего – в сторону от объекта. Широкоугольные объективы могут отлично показать объект съемки в естественной среде; передать чувства и ощущения: каково это – плавать рядом с акулами, дельфинами или другими обитателями океана…
/upload/iblock/ed6/ed6cc9c0debcc75418c7629e9d0d30ea.jpg
Гуаса. Остров Ки-Ларго, Флорида. Фотограф – Рауль Тузон.

Совет 11

Наслаждайтесь происходящим
Помните, что вы погружаетесь под воду не для того, чтобы сделать кадр, а чтобы ощутить себя частью альтернативной вселенной. Вы ныряете, чтобы насладиться этим и поделиться впечатлениями с остальными – в этом секрет хорошего снимка. Я всегда говорю: «Фотография – это побочный продукт пережитого». Получайте удовольствие от своего погружения, а результатом станут отличные снимки.