Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Фотосекреты

Секреты съемки птиц: истории лучших кадров

06 марта 2015
/upload/iblock/719/719c2c70635aad84fbf46f240ec32da0.jpg
Техника и параметры съемки: Canon EOS-1D Mark 4 Canon EF 500/4L f/4 1/500c. -0.3шаг. iso-400.
Фото: Владислав Костылев
Участники конкурса «Дикая природа России», работы которых стали лучшими в номинации «Птицы», рассказали о том, как они были сделаны.
Владислав Костылев, призер конкурса в номинации «Птицы» Фотографией птиц на тетеревиных токах я увлекаюсь давно, около 8 лет, ровно столько, сколько начал серьезно снимать. Но ток для этого снимка я искал ни много ни мало два года. Почему? Потому что главная «достопримечательность» этого тока не бойцы-тетерева, а его бордово-красный мох. Нашел я этот ток, укрытый красным ковром мха, ранним утром весной в Удорском районе Республики Коми. Весь день занимался подготовкой к съемке: определил место для укрытия, сделал шалаш, спрятал его под защитной сеткой. Вечерней зорькой отправился на съемку. Добраться до тока нелегко. Во-первых, местность в тех краях болотистая, а идти надо от лагеря не менее часа пешком с увесистым фоторюкзаком за спиной, во-вторых, вечером идти по лесу одному без ружья (рюкзак и без того тяжелый!) страшновато – медведи только проснулись и ходят в поисках пищи. Но вот я уже расположился в укрытии, затаился и жду. Ждать пришлось часа два и на ток прилетели шесть тетеревов. С первого взгляда было ясно, кто из них здесь доминирует: самый крупный тетерев расположился в центре токовища, и никто не посягал на его территорию, поэтому рассчитывать на то, чтобы снять битву, не приходилось. Спустя полчаса из леса вышли тетерки. Страсти на току сразу накалились. Каждый пытался покрасоваться перед дамой, демонстрируя свой букет, надувая зоб и призывая своим бормотанием и «чуфырканьем». Но я был недоволен. Вечер выдался пасмурным, мох на снимках получался блеклым, хорошей драки тоже не получалось. И тут природа словно услышала мои сетования – на ток сквозь тучи пробились лучи заходящего солнца и мох вспыхнул красным огнем. Но и это было еще не все. Я понимал, что для хорошего снимка нужно, чтобы сам тетерев подошел ко мне, да еще не просто подошел, а именно показал свой букет для тетерки мне в камеру. Скажете, такого не бывает? Но это была, действительно, удача. Все слагаемые успеха слились воедино: солнце было не настолько ярким, чтобы переэкспонировать белые перья, и создало прекрасное настроение кадра, бордово-красный мох стал отличным фоном для снимка, доминантный тетерев словно по заказу вдруг неожиданно вынырнул из-за угла моего шалаша, и, покосившись на мое укрытие, продемонстрировал мне «букет для тетерки». Оставалось только не упустить этот момент. Правда, была и одна трудность! Тетерев подошел настолько близко, что сам еле-еле влез в телевик, но все-таки влез! и я подумал, что в этот раз удача была на моей стороне! Андрей Сидоров, призер конкурса в номинации «Птицы»
/upload/iblock/c4b/c4b032ddcbd0bf2fbc3a047e3308fee4.jpg
Андрей Сидоров Бакланы. Остров Беренга, Командорские острова.
Как это не парадоксально, но история этой фотографии совершенно не связана с птицами. Дело было на Командорских островах, где я находился в составе группы подводных фотографов, которая находилась там в августе месяце с целью изучения и фотосъемки подводного мира по приглашению Командорского заповедника. В этот день мы снимали северных морских котиков и сивучей на Северно-Западном лежбище острова Беринга. Пройдя два километра, а затем проплыв около километра до места съемки во всем снаряжении и с огромным подводным боксом и проведя около часа в воде температурой +9 градуса Цельсия, я решил немного отдохнуть от съемки ластоногих. Мое внимание привлекла стая бакланов, сидящая на прибрежных скалах. Тут мне и пришла в голову идея попробовать снять их в полводы. Этой идее способствовало то, что птицы оказались не очень пугливыми. Иначе шансов у меня не было бы никаких, ведь камера была оснащена широкоугольным объективом «фишай» с постоянным фокусным расстоянием 15мм. Как поменять объектив в воде никто пока не придумал и поэтому единственной возможностью сделать приличный кадр с птицами в моей ситуации было подобраться к ним как можно ближе. Делать нечего и мне пришлось карабкаться по камням на мелководье, плотно усеянными острыми как бритва и очень твердыми раковинами рачков-болянусов. В результате этой вылазки я получил на память порванный гидрокостюм, шрам на ноге и второе место в номинации «Птицы» конкурса «Дикая природа России». Закир Умаров, победитель конкурса в номинации «Птицы»
/upload/iblock/7b5/7b537fab0271ddb5516cd2ad0ea8070c.jpg
Закир Умаров Каждую секунду меняются природные декорации из морозного тумана над Лебединым озером (Советский район, Алтайский край). Здесь зимуют сотни лебедей и тысячи уток, оставаясь на суровый период в самом сердце Сибири.
Встретили с братом утро и вечер на алтайском озере танцующих белых лебедей-кликунов. Озеро Светлое. Оно родниковое, незамерзающее... Есть что-то волшебное в игре света и тумана, придающего всему вокруг загадочные очертания и образы, лишь слабый ветерок разносит время от времени косматые клубы тумана, позволяя увидеть заиндевелые деревья, островки камыша и тальника, дальний берег, взлетающих птиц... А потом всё вновь закутывает бережно белой пеленой... Над всем вокруг плывет несмолкающий птичий клик, словно серебряные трубы с небес поют свою лебединую симфонию, заполняя все вокруг без остатка... Кличут, кличут, кличут!.. А ты стоишь потрясенно и не знаешь, что делать со всем этим богатством, что дарит тебе существование! И мне всегда кажется, что мы все были когда-то птицами. Как проникновенно и точно выразился Тимур Зульфикаров: "Почему люди всегда печалятся и плачут, когда видят перелетных, высоких, вольных, уходящих птиц, птиц, птиц? По каким дальным, прошлым богам, кумирам, гнёздам, рожденьям, языкам, соседям томится некрылатый человек? Что чует в птицах уходящих? Какие родины вспоминает? Почему человек так неотвязно, жгуче любит этот земной мир? Потому что он много раз жил в этом мире и узнает его, как родной пыльный дом... Почему человек так любит путешествовать по миру? Потому что он ищет дом, где когда-то, в других рожденьях и землях, тысячи лет назад, был более всего счастлив и любим..." Озеро Светлое в последние несколько лет стало очень «раскрученной» достопримечательностью в Алтайском крае. Расположенное рядом с деревней Урожайное в Советском районе Алтайского края в получасе езды от знаменитого алтайского курорта Белокурихи, оно не могло не привлечь внимание многочисленных туристов. Чем же оно так привлекательно для людей? Птицами в морозы! Это и есть главное чудо этого озера. Подпитываемое родниками озеро Светлое уже многие десятки лет привлекает своими незамерзающими полыньями зимующих птиц: сотни лебедей-кликунов и тысячи уток. Озеро очень богато кормовой базой и площадь незамерзающего зеркала воды даже в лютые морозы остается достаточно обширной, чтобы давать приют тысячам птиц, поэтому несколько лет назад здесь было принято создать заказник «Лебединый» для осуществления поддержки этого естественного природного комплекса. Самое красивое время для фотосъемки - декабрь-февраль. Именно в сибирские морозы в периоды длительных антициклонов над озером образуются локальные туманы, иногда настолько мощные, что иногда не видно даже птиц, и лишь клики доносящихся в тумане невидимых птиц создают атмосферу фантастического погружения в сказку, а когда же ветер разгоняет клубящийся туман, то здесь, то там взор выхватывает невероятной красоты пейзажи. Самое богатое на фотомоменты время - утро и вечер. Утром - это скопление переночевавших на озере птиц, мощные туманы и синее небо, зато вечер - это зарево заката, синие туманы, подсвечиваемые закатным солнцем, налетающие в сумерках стаи птиц. Здесь просто праздник не только для профессионалов-орнитологов, но и для обывателя, желающего увидеть жизнь птиц. Птицы вокруг вас летают, плавают, питаются, отдыхают, ведут нескончаемые споры меж собой, включая брачные конфликты к концу зимы, поднимая море брызг. И все это происходит под мощнейший вокальный фон лебединых кликов и утиного покрякивания, а туманы и окружающий зимний пейзаж - прекрасные декорации к нескончаемому спектаклю жизни, которые продолжается из века в век. Что может быть прекраснее птиц, оставшихся зимовать в самом сердце Сибири?! Одно лишь их присутствие вселяет в человека надежду, что весна обязательно придет, что жизнь продолжится несмотря на сковавшие все вокруг жесткие морозы, и порождает понимание, что родина у нас с ними одна на всех и ее не выбирают...