Яхтинг
Впервые попав в марину, я понял, что это абсолютно иной мир. Здесь все люди равны просто потому, что они пришли с моря.Когда все было готово к выходу в море, Кульчинский задал казалось бы простой вопрос, которым сразил начинающего яхтсмена буквально наповал. «Куда идем?» – спросил он. «В каком смысле?» – удивился Савельев. «Ну смотри, – отвечал капитан. – Можем пойти на юг, и тогда через три дня будем в Александрии. Там берем машины, едем в Каир, потом смотрим на пирамиды, катаемся на фелюках, потом покупаем колбасу, которой в Турции нет, и возвращаемся». «Да!» – с жаром ответил гость. «Погоди, – сказал капитан, – есть еще один вариант: мы можем пойти на восток, там Северный Кипр, вино, история – крестоносцы, Ричард Львиное Сердце и все прочее. А можно пойти на Запад, там Родос, Греция... А еще – можно пойти вообще вдоль турецкого побережья, там каждая бухта не похожа на соседние»... «И тогда я понял, – говорит Савельев. – Яхта – это свобода! Более того, она вполне доступна – стоит лишь протянуть руку». В Европе парус всегда считался уделом аристократов и миллионеров. В середине прошлого века состоятельная публика начала осваивать путешествия на моторных яхтах, а в СССР в те же годы процветал парусный спорт – но сказать, что яхты были массовым увлечением, нельзя. Однако в 1970-е годы произошла революция: если прежде корпуса парусных яхт изготавливались из дерева, то теперь их стали делать из пластика. Затем концерн Bavaria поставил производство яхт на конвейер. Благодаря новым технологиям яхты становятся относительно недорогими, а благодаря новым материалам – практически вечными. Люди стали пересаживаться на парусники. В результате сегодня парусный спорт в Европе стал вполне доступным увлечением среднего класса. Россия идет по тому же пути. «Сейчас у нас засилье “моторов”, – говорит Савельев. – Завороженные большими мощностями, все накупили моторных яхт». Но постепенно психология меняется, люди начинают приобретать парусные яхты и становятся адептами этого вида отдыха. «По сравнению с моторной яхтой, парус – это принципиально иное ощущение жизни, – продолжает Михаил. – Во-первых, разница в скорости. Моторный катер – по сути тот же автомобиль, только на воде. А яхта ходит медленно, ты встаешь, выходишь на палубу, и у тебя есть возможность оглядеться вокруг». Второе принципиальное отличие, по словам Михаила, – корпус. Корпус яхты спроектирован таким образом, что по сравнению с другими судами он оказывается одним из самых безопасных, и благодаря конструктивным особенностям на парусной яхте гораздо меньше укачивает. На паруснике достаточно повернуть штурвал на 180 градусов, чтобы проделать путь от экстрима до блаженства. «Любую яхту можно поставить в гоночный бейдевинд (самый быстрый курс под углом против ветра. – Прим. ред.) и получить двадцать узлов, ветер в лицо, волну и соленые брызги, – рассказывает Савельев. – И при этом буквально за мгновение можно поставить ее в полный бакштаг (самый медленный курс, по ветру. – Прим. ред.), и тогда все принципиально изменится – будет жара и не будет ветра. Когда яхта идет по ветру, он не ощущается – хоть закуривай». Когда яхта не ходит в море, она стоит в марине – платной стоянке в закрытой акватории с душевыми, туалетами, магазинами, кафе и ресторанами. К каждому месту стоянки подведена пресная вода, а также электричество для зарядки аккумуляторов. Во многих маринах есть сервисные и ремонтные службы. В самых крупных маринах открывают даже детские сады и школы. В отличие от яхт-клубов, представляющих собой закрытые сообщества владельцев яхт, куда посторонние попадают только по приглашению членов клуба, в марину может зайти каждый, кто хочет поставить туда лодку или взять яхту в чартер. Есть люди, которые просто живут на своих лодках, перебираясь из марины в марину, путешествуя по всему свету, – правда, россиян среди них пока что нет. Тут, впрочем, следует понимать, что жизнь на лодке – не для всех, предупреждает американский яхтсмен и дизайнер Том Макнафтон. Том с женой Наннет и их дочкой прожили на небольшой яхте Charis семнадцать лет. «Когда живешь на лодке, приходится постоянно ограничивать свои потребности и желания», – рассказывают они. И возникает вопрос: тогда зачем все это? Том и Наннет отвечают так: «Жить на лодке стоит, чтобы почувствовать природу и свое место в ней». «Впервые попав в марину, я понял, что это абсолютно иной мир, – рассказывает Савельев. – Здесь все люди равны просто потому, что они пришли с моря». В парусном сообществе человека ценят не за размеры лодки, а за то, как он к ней относится, как он ею управляет и какой у него опыт. Вообще, среди всех, кто имеет отношение к парусу, существует некая вселенская солидарность парусного братства. «Без сомнения, парус и вода объединяют самых разных людей в гигантское сообщество, – соглашается Даунинг Найтингейл, владелец марины Lambs Yacht Center в американском штате Флорида. – А неписаный кодекс поведения в маринах и на яхтах один для всех». Главный принцип этого кодекса – взаимная поддержка. Любому попавшему в беду обязательно оказывается помощь. «Когда у тебя падает грот, то вся марина, независимо от того, кто ты есть, бежит тебе помогать, – рассказывает Савельев. – Потому что так принято». Другое непременное требование – неприкосновенность частной жизни, уважительное и бережное отношение ко всем обитателям марины, к их яхтам, к их собственности и причалам. Если надо пришвартоваться к борту другой яхты, а тем более ступить на палубу чужой лодки, всегда сначала спрашивают разрешения. Впрочем, уважительное отношение к правилам вообще свойственно людям, знающим, что такое опасность, и привыкшим бороться – прежде всего с собой. «Я не рассказывал, как однажды плакал на яхте? – спрашивает Савельев. – А ведь мне тогда было уже тридцать с лишним». Во время гонки из Турции в Израиль яхта его команды попала в грозу. Молнии били в воду, а из воды к грозовым тучам поднимались смерчи. Савельев с напарником стояли на вахте. «Я просто сидел и плакал, потому что нужно было идти в эту грозу, и я понимал, что ничего не могу сделать. Я крыл себя матом – зачем я в это полез, сидел бы дома... А потом я понял, что выбора у меня нет – сдаваться нельзя, значит, надо бороться». Спортивный яхтинг – это, в первую очередь, участие в гонках. Парусных регат существует бесчисленное множество. Вершина гоночного мастерства – международная регата «Кубок Америки». В этом году она состоится в 32-й раз, а впервые проводилась в 1851 году. Тогда шхуна «Америка» завоевала Кубок Королевской яхтенной эскадры в гонках вокруг острова Уайт (Великобритания). Кубок доставили в Нью-Йоркский яхт-клуб, и с тех пор он носит имя первой яхты-победительницы. В этом году регата пройдет в испанской Валенсии, к участию в ней готовятся двенадцать команд. Может показаться, что яхтенные соревнования – это что-то вроде закрытого клуба, в который посторонним вход заказан. Но за любым событием такого рода может понаблюдать каждый желающий – так же, как и за матчем международного теннисного турнира или за поединком футбольных команд Премьер-лиги. Стоит только захотеть. Следить за гонкой можно даже с воды, например со специальных зрительских яхт. Кроме регат существуют еще так называемые яхтенные ралли – это скорее не гонки, а совместные походы, в которых яхтсмены могут пообщаться и поделиться опытом. В каждом пункте захода участников ждет культурная программа.
Я крыл себя матом – зачем я вообще в это полез, сидел бы дома... А потом понял, что выбора нет, надо бороться.В июле этого года в Сочи в очередной раз стартует международное Черноморское ралли «Кайра-2007». Его девиз – «Открытие новых земель в кругу друзей». Участники этого ралли идут вдоль побережья с заходом в порты Черного моря. Первый раз ралли проводилось в 1997 году: тогда тридцать яхт под флагами двенадцати стран прошли маршрутом из Стамбула до Самсуна и обратно. После первой попытки ралли решили продолжать и постепенно расширять его маршрут. В 1999 году «Кайра» впервые прошла вдоль всего побережья Черного моря – за пятьдесят семь дней сорок три яхты из пятнадцати стран посетили Турцию, Болгарию, Румынию, Украину, Россию, Грузию и вернулись в Стамбул. Поскольку черноморские порты, яхт-клубы и марины могут принять одновременно не более пятидесяти яхт, в ралли участвуют пятьдесят экипажей, успевшие первыми подать заявки. На борт яхты можно приглашать только друзей, не взимая с них платы, – «катать» за деньги запрещено. Чтобы стать яхтсменом, мало научиться управлять лодкой. Придется пройти несколько теоретических курсов и получить права. В России права на управление яхтой выдает ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам, но действуют они только на территории России. За рубежом надо получать права международного образца. В таких странах, как Англия и США, права выдают коммерческие компании – школы, которые лицензируются соответственно Береговой охраной Великобритании и США. Подобных школ, признанных во всем мире, всего две: в Англии это Royal Yachting Association, в Штатах – International Yachtmasters Training (IYT). Курс обучения делится на несколько этапов. Первый – введение в яхтинг, по завершении которого человек получает Международный паспорт яхтсмена и первую степень – Competent Crew (квалифицированный член экипажа). Следующая степень – шкипер прибрежного плавания, Coastland Skipper (по терминологии IYT – Bareboat Captain / Skipper). Такой диплом дает право брать яхту в аренду. Права IYT в России можно получить в четырех школах – две из них находятся в Москве, одна в Петербурге и одна в Сочи. «Чтобы стать капитаном, этого недостаточно, – предупреждает Михаил Савельев. – После того как человек получил права, желательно минимум год ходить с более опытным яхтсменом». Для решительного человека любые преграды на пути к мечте - это не преграды, а испытание характера. Но другие люди заниматься яхтингом и не станут.
В Европе парус всегда считался уделом аристократов и миллионеров. В середине прошлого века состоятельная публика начала осваивать путешествия на моторных яхтах, а в СССР в те же годы процветал парусный спорт — но сказать, что яхты были массовым увлечением, нельзя.
Однако в 1970-е годы произошла революция: если прежде корпуса парусных яхт изготавливались из дерева, то теперь их стали делать из пластика. Затем концерн Bavaria поставил производство яхт на конвейер. Благодаря новым технологиям яхты становятся относительно недорогими, а благодаря новым материалам — практически вечными. Люди стали пересаживаться на парусники. В результате сегодня парусный спорт в Европе стал вполне доступным увлечением среднего класса.
Россия идет по тому же пути. «Сейчас у нас засилье «моторов», — говорит Савельев. — Завороженные большими мощностями, все накупили моторных яхт». Но постепенно психология меняется, люди начинают приобретать парусные яхты и становятся адептами этого вида отдыха.
«По сравнению с моторной яхтой, парус — это принципиально иное ощущение жизни, — продолжает Михаил. — Во-первых, разница в скорости. Моторный катер — по сути тот же автомобиль, только на воде. А яхта ходит медленно, ты встаешь, выходишь на палубу, и у тебя есть возможность оглядеться вокруг». Второе принципиальное отличие, по словам Михаила, — корпус. Корпус яхты спроектирован таким образом, что по сравнению с другими судами он оказывается одним из самых безопасных, и благодаря конструктивным особенностям на парусной яхте гораздо меньше укачивает.
На паруснике достаточно повернуть штурвал на 180 градусов, чтобы проделать путь от экстрима до блаженства. «Любую яхту можно поставить в гоночный бейдевинд (самый быстрый курс под углом против ветра. — Прим. ред.) и получить двадцать узлов, ветер в лицо, волну и соленые брызги, — рассказывает Савельев. — И при этом буквально за мгновение можно поставить ее в полный бакштаг (самый медленный курс, по ветру. — Прим. ред.), и тогда все принципиально изменится — будет жара и не будет ветра. Когда яхта идет по ветру, он не ощущается — хоть закуривай».
Когда яхта не ходит в море, она стоит в марине — платной стоянке в закрытой акватории с душевыми, туалетами, магазинами, кафе и ресторанами. К каждому месту стоянки подведена пресная вода, а также электричество для зарядки аккумуляторов. Во многих маринах есть сервисные и ремонтные службы. В самых крупных маринах открывают даже детские сады и школы. В отличие от яхт-клубов, представляющих собой закрытые сообщества владельцев яхт, куда посторонние попадают только по приглашению членов клуба, в марину может зайти каждый, кто хочет поставить туда лодку или взять яхту в чартер.
Есть люди, которые просто живут на своих лодках, перебираясь из марины в марину, путешествуя по всему свету, — правда, россиян среди них пока что нет. Тут, впрочем, следует понимать, что жизнь на лодке — не для всех, предупреждает американский яхтсмен и дизайнер Том Макнафтон. Том с женой Наннет и их дочкой прожили на небольшой яхте Charis семнадцать лет. «Когда живешь на лодке, приходится постоянно ограничивать свои потребности и желания», — рассказывают они. И возникает вопрос: тогда зачем все это? Том и Наннет отвечают так: «Жить на лодке стоит, чтобы почувствовать природу и свое место в ней».
«Впервые попав в марину, я понял, что это абсолютно иной мир, — рассказывает Савельев. — Здесь все люди равны просто потому, что они пришли с моря». В парусном сообществе человека ценят не за размеры лодки, а за то, как он к ней относится, как он ею управляет и какой у него опыт. Вообще, среди всех, кто имеет отношение к парусу, существует некая вселенская солидарность парусного братства. «Без сомнения, парус и вода объединяют самых разных людей в гигантское сообщество, — соглашается Даунинг Найтингейл, владелец марины Lambs Yacht Center в американском штате Флорида. — А неписаный кодекс поведения в маринах и на яхтах один для всех».
Главный принцип этого кодекса — взаимная поддержка. Любому попавшему в беду обязательно оказывается помощь. «Когда у тебя падает грот, то вся марина, независимо от того, кто ты есть, бежит тебе помогать, — рассказывает Савельев. — Потому что так принято».
Другое непременное требование — неприкосновенность частной жизни, уважительное и бережное отношение ко всем обитателям марины, к их яхтам, к их собственности и причалам. Если надо пришвартоваться к борту другой яхты, а тем более ступить на палубу чужой лодки, всегда сначала спрашивают разрешения.
Впрочем, уважительное отношение к правилам вообще свойственно людям, знающим, что такое опасность, и привыкшим бороться — прежде всего с собой.
«Я не рассказывал, как однажды плакал на яхте? — спрашивает Савельев. — А ведь мне тогда было уже тридцать с лишним». Во время гонки из Турции в Израиль яхта его команды попала в грозу. Молнии били в воду, а из воды к грозовым тучам поднимались смерчи. Савельев с напарником стояли на вахте. «Я просто сидел и плакал, потому что нужно было идти в эту грозу, и я понимал, что ничего не могу сделать. Я крыл себя матом — зачем я в это полез, сидел бы дома… А потом я понял, что выбора у меня нет — сдаваться нельзя, значит, надо бороться».
Спортивный яхтинг — это, в первую очередь, участие в гонках. Парусных регат существует бесчисленное множество. Вершина гоночного мастерства — международная регата «Кубок Америки». В этом году она состоится в 32-й раз, а впервые проводилась в 1851 году. Тогда шхуна «Америка» завоевала Кубок Королевской яхтенной эскадры в гонках вокруг острова Уайт (Великобритания). Кубок доставили в Нью-Йоркский яхт-клуб, и с тех пор он носит имя первой яхты-победительницы. В этом году регата пройдет в испанской Валенсии, к участию в ней готовятся двенадцать команд.
Может показаться, что яхтенные соревнования — это что-то вроде закрытого клуба, в который посторонним вход заказан. Но за любым событием такого рода может понаблюдать каждый желающий — так же, как и за матчем международного теннисного турнира или за поединком футбольных команд Премьер-лиги. Стоит только захотеть. Следить за гонкой можно даже с воды, например со специальных зрительских яхт.
Кроме регат существуют еще так называемые яхтенные ралли — это скорее не гонки, а совместные походы, в которых яхтсмены могут пообщаться и поделиться опытом. В каждом пункте захода участников ждет культурная программа.
Я крыл себя матом — зачем я вообще в это полез, сидел бы дома… А потом понял, что выбора нет, надо бороться.
В июле этого года в Сочи в очередной раз стартует международное Черноморское ралли «Кайра-2007». Его девиз — «Открытие новых земель в кругу друзей». Участники этого ралли идут вдоль побережья с заходом в порты Черного моря. Первый раз ралли проводилось в 1997 году: тогда тридцать яхт под флагами двенадцати стран прошли маршрутом из Стамбула до Самсуна и обратно. После первой попытки ралли решили продолжать и постепенно расширять его маршрут.
В 1999 году «Кайра» впервые прошла вдоль всего побережья Черного моря — за пятьдесят семь дней сорок три яхты из пятнадцати стран посетили Турцию, Болгарию, Румынию, Украину, Россию, Грузию и вернулись в Стамбул.
Поскольку черноморские порты, яхт-клубы и марины могут принять одновременно не более пятидесяти яхт, в ралли участвуют пятьдесят экипажей, успевшие первыми подать заявки. На борт яхты можно приглашать только друзей, не взимая с них платы, — «катать» за деньги запрещено.
Чтобы стать яхтсменом, мало научиться управлять лодкой. Придется пройти несколько теоретических курсов и получить права. В России права на управление яхтой выдает ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам, но действуют они только на территории России. За рубежом надо получать права международного образца. В таких странах, как Англия и США, права выдают коммерческие компании — школы, которые лицензируются соответственно Береговой охраной Великобритании и США. Подобных школ, признанных во всем мире, всего две: в Англии это Royal Yachting Association, в Штатах — International Yachtmasters Training (IYT).
Курс обучения делится на несколько этапов. Первый — введение в яхтинг, по завершении которого человек получает Международный паспорт яхтсмена и первую степень — Competent Crew (квалифицированный член экипажа). Следующая степень — шкипер прибрежного плавания, Coastland Skipper (по терминологии IYT — Bareboat Captain / Skipper). Такой диплом дает право брать яхту в аренду.
Права IYT в России можно получить в четырех школах — две из них находятся в Москве, одна в Петербурге и одна в Сочи. «Чтобы стать капитаном, этого недостаточно, — предупреждает Михаил Савельев. — После того как человек получил права, желательно минимум год ходить с более опытным яхтсменом». Для решительного человека любые преграды на пути к мечте — это не преграды, а испытание характера. Но другие люди заниматься яхтингом и не станут.