Поиск
x
Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

От редактора

05 ноября 2014
/upload/iblock/dcc/dcc091311da7212c086674a4862b3121.jpg
Молельные флажки в Гималаях – эта фотография, сделанная Аароном Хьюи, была среди почти четырех тысяч снимков, проданных во время благотворительной акции в помощь семьям пострадавших шерпов.
Фото: Аарон Хьюи
/upload/iblock/983/9830d0d964054372e198f7e79a87162e.jpg
Александр Грек, главный редактор «National Geographic Россия».
Фото: Марк Тиессен

После лавины

Сьюзен Голдберг, главный редактор американского National Geographic Утром 18 апреля группа альпинистов и их проводников – шерпов и представителей других непальских народностей – пустилась в путь через ледопад Кхумбу. Этот лабиринт ледяных башен и пропастей считается наиболее опасным участком маршрута к вершине Эвереста. Тремя сотнями метров выше ледник весом 14 тысяч тонн зарычал, сдвинулся – и обрушился. 16 человек, погребенные под ледяными глыбами размером с грузовик, погибли, десятки других получили травмы – это была самая масштабная в истории альпинизма катастрофа на высочайшей вершине мира. Автор статьи «Трагедия на Эвересте» Чип Браун, побывавший вместе с фотографом Аароном Хьюи в деревнях шерпов вблизи Эвереста, рассказывает о случившемся. Катастрофические последствия схода лавины – это не только горе оставшихся без отцов детей и отмененный альпинистский сезон, но, возможно, и кардинальные изменения в организации восхождений на гору. «Местных проводников романтизировали и в то же время в известной степени эксплуатировали, – говорит Браун о шерпах, которые более сотни лет помогают альпинистам. – Но после этой катастрофы, унесшей жизни людей, и дальше не замечать недостатки системы не удастся». Приняв случившееся близко к сердцу, Хьюи помог организовать благотворительную акцию по продаже снимков 13 фотографов, работавших в Гималаях. Более 450 тысяч долларов было собрано и передано шерпам. Мы бы очень хотели, чтобы нам больше никогда не пришлось рассказывать о таких страшных событиях, как те, что легли в основу этого полного трагизма материала о катастрофе, последствия которой ощущаются до сих пор.

Что у нас в голове

Александр Грек, главный редактор «National Geographic Россия» Что делает котенок на обложке нашего журнала? Вопрос не к нам – это ваш выбор. Из нескольких вариантов обложек, в том числе и американской, на которой из божьей коровки вылезает личинка паразитической осы-наездницы, протестированные читатели все как один выбирали ту, что с котенком. И вполне возможно, не просто так. Согласно некоторым гипотезам, простейшие паразитические микроорганизмы-токсоплазмы, которые попадают к нам от своих носителей-кошек, способны изменять наше поведение и предпочтения, вызывая фанатичное восхищение, собственно, этими самыми кошками. Масштабы заражения поражают – инфицированность токсоплазмой в Африке и Южной Америке доходит до 90 процентов, в России, по некоторым оценкам, – до 30 процентов населения. А это ни много ни мало 43 миллиона человек, на которых мы, откровенно говоря, и рассчитывали, поставив фотографию котенка на обложку. Впрочем, изменять наше поведение могут не только токсоплазмы. Манипуляторов великое множество – например, вирус гриппа. Последние исследования показывают, что у инфицированного гриппом человека количество контактов на пике заразного периода возрастает в три раза. Пока человечество не научилось использовать эти удивительные природные механизмы, но, думаю, скоро все изменится. Представляете, подправим немного вирус, чихнет заразившийся человек в метро, и все ринутся в газетный киоск покупать наш журнал. Мы уже проводим эксперименты в нужном направлении. Думаете, вы случайно купили этот номер с котенком на обложке?