Поиск
x
Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Тайна строительства Запретного города раскрыта

Анастасия Баринова
08 ноября 2013
Ученым удалось выяснить, как был построен самый обширный дворцовый комплекс в мире – китайский Запретный город. Ранее оставалось не понятным, каким образом древние китайцы могли перемещать каменные блоки массой более ста тонн.
Расположенный в центре Пекина Запретный город - главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по XX века. Общая площадь этого памятника архитектуры, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - 730 тысяч кв. метров. Первые работы по его созданию велись в 1406-1420 годах, а позднее, после появления запрета на посещение дворца (отсюда и его название) в строительстве стали использоваться гигантские каменные глыбы: около 17-ти метров длиной, 3-х метров шириной и одного метра толщиной. Камень брали из карьеров в 70-ти километрах от города. До сих пор оставалось не ясным, каким образом строители могли доставить их в Пекин. Для того, чтобы передвигать 120-тонный монолит, потребовалось бы привлечь свыше 1 500 рабочих, что было нерационально и сложно. Версия о передвижении с помощью животных тоже была отвергнута. Сани и другие приспособления, известные китайцам в XV-XVI веках, не выдерживали вес более 80-90 тонн. Ответ нашелся в китайской рукописи 1618 года: гигантские блоки перемещались волоком при помощи льда. По пути из карьера ко дворцу, на расстоянии до километра друг от друга, были вырыты колодцы. Основные работы велись в зимнее время. Поливая дорогу водой и превращая ее в каток, рабочие могли перемещать камни, не нанося им при этом повреждений. При этом использовалась техника «влажного льда», то есть на уже замороженный путь снова поливалась вода, что заметно уменьшало трение и позволяло перемещать камни без ущерба для их поверхности. Зимой в районе Пекина заморозки достигали -4°С, что делало возможным проводить эту «операцию». Монолиты скользили по льду не очень быстро: по данным ученых, средняя скорость движения достигала 0,3 километра в час. Однако такой труд требовал привлечения лишь 46 человек.