Журнал №189, июнь 2019

Путешествие внутрь головы

Александр Грек
28 января 2014
/upload/iblock/7a2/7a2b258aa5f4869f191dc7a1b13c5a6d.jpg
Колонка главного редактора российского National Geographic Александра Грека.
Едва ли не главные открытия современности делаются внутри нашей головы. Не проходит и месяца без прорывов в этой области. Долгое время голова оставалась terra incognita. Древние греки считали, что разум у человека следует искать в диафрагме (Аристотель, впрочем, предполагал местом обитания человеческого духа сердце). Во II веке уже нашей эры греко-римский врач Клавдий Гален установил, что именно мозг является органом мышления и восприятия. Веками специалисты изучали мозг, основываясь на деталях, видимых невооруженным глазом, а главным источником экспериментальных данных оставалась военная медицина. И только в последние десятилетия, благодаря удивительному инструменту – ядерно-магнитному томографу, ученым удалось – в буквальном смысле – проникнуть в центр наших голов, не прибегая к трепанации. Я до сих пор помню странные ощущения, которые испытал, впервые увидев на экране компьютера собственный череп в разрезе: я заглянул в тайные уголки своего мозга. Это было десять лет назад, и рассмотреть удавалось мельчайшие сосуды мозга. Сегодня уже можно отследить сигналы в пучках нейронов. Недалек тот день, когда врачи научатся посылать в наш мозг сигналы и снимать их, сделав еще одну фантастическую технологию – телепатию – бытовой и обыденной. А другие исследователи сделают обыденными путешествия на далекие планеты. Мир безумно интересен, и в нем всегда остается место для фантастических открытий и увлекательных путешествий. Об этом наш журнал.