Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Жизнь планеты

Алекс Уэбб: великий невидимка на улицах Москвы

Андрей Паламарчук
25 июля 2019
Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько
Главный редактор журнала «National Geographic Россия» Андрей Паламарчук провел несколько дней с великим фотографом Алексом Уэббом, две недели снимавшим Москву в рамках проекта Magnum Live Lab/19.
«Медленная прогулка задает нужный ритм для съемок города. Я непринужденно скольжу по улицам: мои инстинкты начеку, а мысли блуждают. Прогуливаясь, я впитываю в себя город и теряюсь в нем», – Алекс Уэбб.

Среда, 10 июля, 14:12

На второй этаж флигеля во дворе Музея архитектуры им. Щусева поднимается Алекс Уэбб. Берет в руки стопку свежих отпечатков фотографий, начинает раскладывать на столе. Вот гигантский оранжевый плюшевый лев, рядом с ним две продавщицы в розовых пластиковых дождевиках. Вот бородатый мужчина проходит вдоль рядов вернисажа в Парке Горького: его профиль перекликается с репродукцией на мольберте позади. Вот залитый ярким солнцем розовый пряничный домик на фоне свинцового предгрозового неба; отбрасывая длинную тень, к домику идет мальчик – это какая-то детская площадка.

Алекс сделал эти снимки накануне. Вот уже неделю он ежедневно выходит с камерой на улицы Москвы – дважды, в семь утра и перед закатом, – и пропускает город через себя.

Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

Уэбб – живой классик. Более 40 лет назад выпускник Гарвардского университета начал снимать города так, как почти никто не снимал их раньше. Все нынешние стрит-фотографы, осознанно или нет, подражают Алексу – или, скажем так, учатся у него построению кадра с взаимодействием объектов и цветовых акцентов на переднем, среднем и заднем плане. National Geographic опубликовал 13 больших фотоисторий Уэбба, снятых в 12 странах, от Азербайджана до Парагвая.

С 1979 года Уэбб – член самого знаменитого международного агентства Magnum Photos. В июле 2019-го Алекс вместе с коллегами Георгием Пинхасовым и Марком Пауэром принял участие в летней экспериментальной лаборатории Magnum Live Lab/19 в Москве. Это своего рода реалити-шоу: две недели фотографы исследуют город и отбирают работы для выставки в помещении флигеля «Руина» в присутствии посетителей Музея архитектуры им. Щусева. Процесс очень динамичный, времени на размышление почти нет.

Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

Среда, 10 июля, 15:30

На белой стене прикноплены 10 фотографий, пять из них – вчерашние, и Алекс ими очень доволен. Это предварительный отбор: еще около 20 снимков висят слева и ниже. Впереди еще минимум четыре дня съемок, а после этого – монтаж выставки. Алекс молча смотрит на стену минуты две, потом подходит к ней – уже в сотый раз за последние полтора часа – и вновь берется за кнопки, меняя фотографии местами.

«Это интуитивный процесс, – комментирует он. – Я полагаюсь на ощущения от фотографий. Да, важно принимать во внимание тему того или иного снимка, избегать повторов и так далее, но по большому счету решает интуиция. В моем случае она решает и на улицах, и во время отбора».

Среда, 10 июля, 17:05

Мы идем по Моховой: если сегодня вечером случится достаточно света, то можно будет поснимать где-нибудь в центре. Говорим о требованиях формата экспериментальной лаборатории: решения здесь надо принимать очень быстро, и в этом главное отличие Magnum Live Lab от обычного выставочного проекта.

«Да, единственная реальная сложность этого процесса – в необходимости отбирать фотографии непосредственно после съемки», – признает Уэбб.

Насколько такие непривычные условия совместимы с творческим процессом?

«Сам процесс фотографирования такой же, как обычно: будь это Live Lab, задание для журнала или мой личный проект, я всегда работаю очень старательно. Я с легкостью согласился на предложение Magnum Photos: я думал не о сложностях формата, а том, что снимать в Москве мне будет очень интересно. Я был здесь раньше – один раз, примерно понимал, чего ожидать от этого места, и подумал: отлично, надо ехать».

Алекс Уэбб. Москва-Сити. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько
Алекс Уэбб. Москва-Сити. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

Среда, 10 июля, 18:15

Мы на Патриарших прудах. С нами фотограф Василий Колотилов, фиксер Алекса: сопровождает его в прогулках Москве, помогает с переводом, предлагает локации. Патриаршие выбраны не случайно – в прошлом студент-литературовед, американец как раз в эти дни перечитывает «Мастера и Маргариту». «Теперь я могу сказать, что стал гораздо лучше понимать географию книги, – признается фотограф. – И ее юмор!»

На днях Василий водил Алекса в Большой Гнездниковский переулок, к дому 10, где Мастер впервые встретился с Маргаритой (а сам Булгаков – со своей женой Еленой Шиловской). В этом же доме жил Василий Кандинский – его Уэбб очень любит.

Фотограф окидывает взглядом высокие дома, квадратом окаймляющие пруд. Заметно, что это место его заинтересовало. Но съемки не будет: начинается дождь и  мы отправляемся ужинать.

Позже, в такси, мчащем нас по пустой столице обратно к отелю, спрашиваю у Алекса, какой город ему напоминает Москва. Он задумывается: «Отчасти Берлин и отчасти – Стамбул. Это два очень разных города, и оба – среди моих любимых».

Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

Четверг, 11 июля, 17:10

Алекс Уэбб в Лаборатории – он успел избавиться от всех снимков, которые кажутся ему лишними. На стене 12 работ. Фотограф достает из сумки несшитый книжный блок – это совсем новая книга, которая выйдет только в сентябре. Страницы пахнут типографией – их прислали на сверку из Китая.

Книга The City Within («Город изнутри») посвящена Бруклину – здесь Алекс живет с женой и постоянным соавтором, Ребеккой Норрис Уэбб. Это их очередной совместный проект: Ребекка фотографировала «зеленое сердце» Бруклина – Проспект-парк, Ботанический сад, зоопарк и кладбище Грин-Вуд. Алекс снимал жизнь окружающих кварталов. Вот и в книге первая и третья глава принадлежат мужу, обрамляя центральную, вторую главу, где собраны работы жены. Некоторые фото я видел в их предыдущей книге, Slant Rhymes, но здесь много новых, как всегда поразительных, снимков.

Четверг, 11 июля, 18:45

На улице по-прежнему хмуро, но небо красивое, и, если повезет, есть шанс поймать предзакатный свет. Без особых ожиданий мы пересекаем Манежную площадь. Спрашиваю, что чувствует Алекс, выходя на улицу в повседневных ситуациях – всегда ли он начеку.

«Я научился отпускать ситуацию. В молодости я носил с собой камеру постоянно. Просто постоянно. Сейчас беру ее только когда вхожу в свою, так сказать, “фотографическую зону”. Конечно, когда рядом происходит что-то исключительное, я, бывает, говорю себе: “О боже, я без камеры, как фигово!”. Но в целом я стараюсь мыслить проектами, не фотографирую что попало. Погрузившись в свой бруклинский проект, я не выходил в город без камеры. Сейчас я работаю над серией проектов в других американских городах: как правило, выезжаю на две недели в Индианаполис или в Хьюстон, или в Баффало. Поработав там, я затем отправляюсь домой, чтобы редактировать, заниматься отбором. Мне нужно время, чтобы подумать о снятых мною фотографиях и разобраться с тем, что сделано. На улице я знаю об этом инстинктивно, но если говорить о полноценной работе, то этого недостаточно».

Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

Что происходит в моменты творческого кризиса – если такие есть?

«Я стараюсь по возможности заниматься одновременно несколькими проектами. Если один пробуксовывает, то могу переключиться на другой... У меня пока еще нет ощущения, что я исчерпал себя. Я все еще чувствую, что мне нужно многое увидеть, многое сфотографировать».

Четверг, 11 июля, 18:50

Мы сворачиваем на Никольскую. Там, по крайней мере, есть искусственное освещение – хоть какая-то польза от миллионов висячих светодиодов. Уэбб входит в свою «фотографическую зону», мы с Василием отстаем шагов на десять, чтобы не мешать. И тут я наконец вижу то, о чем говорила мне Нина Гомиашвили, куратор Magnum Live Lab/19: во время работы Алекс исчезает. Вот он медленной скользящей походкой пробирался сквозь потоки прохожих, вот замер, поднес к лицу камеру – и в этот момент стал для окружающих невидимкой. Люди скользят мимо, не обращая внимания на то, что их снимают. Не знаю, как это описать, но все именно так.

Алекс Уэбб. Фото: Анна Шмитько
Фото: Анна Шмитько

В остальные моменты Уэбб – как все мы, смертные. Вот парень и девушка останавливают его, вручают свою зеркалку и замирают в объятьях; Алекс послушно делает несколько снимков, показывает им результат – парочка довольна, уходят. Я догоняю их: «Знаете, кто вас только что фотографировал? Погуглите: Музей архитектуры, Алекс Уэбб, Magnum». Прощаюсь с ними, и меня греет мысль, что чей-то семейный фольклор пополнился необыкновенной историей.

Четверг, 11 июля, 19:30

Мы прошли по Никольской до Лубянки и обратно, к Красной площади. «Лет десять назад мы с Ребеккой приезжали в Москву, у нас была выставка на “Винзаводе”. Мы гуляли, вышли на Красную площадь – кажется, был ноябрь, шел дождь со снегом, небо было черное – и вдруг прямо перед нами появилась радуга. Помню, как мы посмотрели друг на друга: это что, всё для нас? Поразительно».

Воскресенье, 15 июля, 19:45

Выставка Magnum Live Lab/19 открыта. На стене Уэбба те же 12 работ, которые он отобрал в четверг, только теперь они напечатаны большим форматом и обрамлены. Экспозицию Алекс назвал «Тот самый час», это название отсылает к цитате из Кандинского: «Я охотился за тем часом, который был и будет самым чудесным часом московского дня. Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало...».

Я пробиваюсь к Алексу, чтобы поздравить с успехом и задать вопрос, который забыл задать три дня назад: он сфотографировал ту радугу на Красной площади?

«Да, но это не самый удачный снимок. В жизни было гораздо интереснее».

Алекс Уэбб на фоне своей экспозиции на открытии выставки Magnum Live Lab/19 в Москве. Фото: Анна Шмитько
Алекс Уэбб на фоне своей экспозиции на открытии выставки Magnum Live Lab/19 в Москве
Фото: Анна Шмитько
Алекс Уэбб с товарищами по агентству Magnum Photo Георгием Пинхасовым (слева) и Марком Пауэром. Фото: Анна Шмитько
С товарищами по агентству Magnum Photo Георгием Пинхасовым (слева) и Марком Пауэром
Фото: Анна Шмитько

Выставка Magnum Live Lab/19 – Москва, Музей архитектуры им. Щусева, до 1 сентября 2019 года. Вход свободный.

Книга Alex Webb and Rebecca Norris Webb: Brooklyn, The City Within – Aperture Foundation в продаже с 30 сентября 2019 года.

рекомендации
Снежинка

Как встретить Новый год в Великом Устюге и Вологде

Механизм

Хозяева времени: как часы привели нас в будущее

Снежинка

Испытать снежность: 7 причин провести зимние каникулы в Челябинской области

None